twitter.rss

Послание Митрополита Никодима

02 октября 2009 г.
Возлюбленные о Господе братья и сестры!

Свыше двух тысяч лет Церковь Христова в лице своих архипастырей и пастырей ведёт народ Божий ко спасению. Из них более 1020 лет подвижники благочестия на Святой Руси своим ревностным крестоношением, а часто и мученичеством, пишут историю Святой Православной Церкви. Юбилейные годы - это достопамятные вехи на историческом пути. Они побуждают нас оглянуться назад и осмыслить пройденный путь. Такой вехой стал для нашего общества 2008 год – год празднования 1020-летия Крещения Руси. Таким же юбилейным становится для Харьковской епархии 2009 год, в котором она отмечает 210-летие своего исторического бытия, тернистого, но достойного пути служения Богу, горечи утрат и радости приобретений, приближения к Истине и духовному спасению.
210 лет существования Харьковской епархии Украинской Православной Церкви — значительная дата относительно жизни отдельного человека, с точки зрения любой общественной институции. Но этот срок составляет лишь малую часть истории Святой Церкви Христовой. Однако, как океан образуется из небольших ручейков и источников, так и история Вселенской Православной Церкви состоит из жизнеописания отдельных церковных епархий и приходов.
Территория, которая с 1799 года относилась к Харьковской епархии, издавна осваивалась многими народами. Хотя в летописях и не упоминается о крещении людей, живших в то время на территории Харьковщины, тем не менее археологические раскопки подтверждают, что у жителей уничтоженного в XIII веке города Донца было широко распространено христианство.
Харьковская епархия возникла вследствие постоянного увеличения на территории Слободской Украины в XVII—XVIII столетиях православного населения, которое нуждалось в духовном
окормлении. Первоначально храмы и монастыри Слобожанщины входили в состав Патриаршей области, а с 1667 года — в состав учреждённой Белгородской епархии, во главе которой до 1721 года стояли митрополиты Белгородские. Свидетельством этой связи Харьковщины и Белогорья служит глубокое почитание святителя Иоасафа (Горленко), епископа Белгородского и Обоянского.
16 октября 1799 года указом Святейшего Синода учреждается Слободско-Украинская и Харьковская епархия. Первым епископом нашего края стал преосвященный Христофор (Сулима; +1813), который был достойным владыкой, и имя этого архипастыря харьковчане почтительно хранят до нашего времени, и будут хранить всегда.
Шли годы, менялись общественно-политические системы, экономика и быт слобожан, но во все времена не проходила их потребность в духовном возрастании, в нетленных ценностях, в крепкой опоре в жизненном море, в котором лишь вера способна стать надёжным путеводителем к вечному спасению в мире горнем. Ради этой наибольшей человеческой цели в нашем благословенном крае построены прекрасные храмы, ставшие украшением городов и сёл, местные художники и скульпторы создали настоящие шедевры, связанные с христианской тематикой, поэты и прозаики в своих произведениях воспевали христианские добродетели и продемонстрировали нам множество примеров человеческого достоинства и преданности праотеческой вере. Золотыми буквами в сокровищницу церковной истории вписаны имена многих наших земляков, сынов и дочерей Святой Матери-Церкви, возвещавших истину Божию и побуждавших людей жить во Христе. Среди этих славных имён угодников Божиих следует упомянуть харьковского святителя Мелетия (Леонтовича). Основатель Харьковского университета Василий Назарович Каразин в своём слове о харьковском владыке Ме-летии отмечал, что уже при жизни его почитали праведником, а простой верующий народ за кротость и благочестие именовал владыку «Милостивым». При святом архиепископе Мелетии изменился титул управляющего епархией. С 1838 года правящий архиерей Слободской земли стал именоваться «Харьковский и Ахтырский».
С 1841 по 1848 годы епархией управлял святитель Иннокентий (Борисов). Знаменитый проповедник, «русский Златоуст
XIX столетия», учёный-богослов и выдающийся архипастырь, трудами которого в Харьковской епархии восстановлена закрытая в годы правления Екатерины II Свято-Успенская Святогорская Лавра и Свято-Троицкий Ахтырский монастырь. Решением Священного Синода Украинской Православной Церкви в 1997 году архиепископ Иннокентий причислен к лику святых.
Преемником святителя Иннокентия был епископ Филарет (Гумилевский; |1866). Истинный почитатель монашеской аскезы и один из первых русских церковных историков, автор фундаментального «Историко-статистического описания Харьковской епархии», избранный почётным членом Императорской Академии наук и всех Духовных академий Русской Православной Церкви.
Неоценим вклад в распространение Слова Божьего и развитие просвещения правопреемника архиепископа Филарета — знаменитого митрополита Московского Макария (Булгакова; +1882), с 1859 по 1868 годы — архиепископа Харьковского и Ахтырского. На многих стезях церковного служения владыка Макарий был первопроходцем: в учреждении монастырей и новых крестных ходов, в деле издания газет и журналов духовного содержания, материальной поддержке богословских исследований и трудов светских историков. При владыке Макарий в 1866 году в Харьковской епархии учреждается викариатство. Среди имён викарных владык Слобожанщины сугубо почитается память священномученика Василия (Богоявленского), архиепископа Черниговского и Нежинского, в 1909—1911 годах -- епископа Сумского, викария Харьковской епархии. Принявший в 1919 году мученическую кончину святой страстотерпец был двоюродным братом самого первого архипастыря Русской Православной Церкви, убитого безбожными гонителями в кровавые дни января 1918 года -- священномученика Владимира (Богоявленского), митрополита Киевского и Галицкого, цельбоносные мощи которого благодатно почивают под священными сводами Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры.
Харьковскую епархию, как и всю нашу Церковь, не минули горькие плоды воинствующего безбожного наступления в начале XX столетия. В переломные для жизни государства и общества 1914—1918 годы правящим владыкой епархии Господь судил стать выдающемуся иерарху Вселенского Православия -- приснопамятному митрополиту Антонию (Храповицкому; +1936).
Несокрушимая твёрдость его веры, принципиальность в отстаивании святых догматов Церкви снискали владыке Антонию бесспорный авторитет и уважение среди представителей самых различных слоев общества. Митрополит Харьковский и Ахтырский Антоний был в числе первых претендентов на Патриаршество во время деяний Поместного Собора Русской Православной Церкви 1917—1918 годов, затем — Первоиерархом Русской Православной Церкви за границей.
В лютую годину «огненного искушения» (1 Пет. 4,12) 1920-х -первой половины 1930-х годов Харьков был не только столицей Украины, но и местом ссылки для православных архиереев, подвергнутых гонениям от безбожников: священномученика Онуфрия (Гагалюка), епископа Елисаветградского, священномученика Дамаскина (Цедрика), епископа Стародубского, священномученика Антония (Панкеева), епископа Мариупольского, священномученика Макария (Кармазинова), епископа Уманского и других. На Харьковской кафедре начиналось архипастырское служение священномученика Константина (Дьякова), митрополита Киевского, Экзарха Украины, в 1937 году умученного в застенках Лукьяновской тюрьмы. В 1993 году, как председатель Синодальной комиссии Украинской Православной Церкви по канонизации, я обратился к Священноначалию с инициативой о прославлении этих подвижников веры Христовой в лике святых. На Слобожанской земле, в сане епископа Старобельского, викария Харьковской епархии право правил слово Христовой истины владыка Павел (Кратиров), прославленный Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2000 года в сонме святых новомучеников и исповедников XX столетия.
Вознося хвалу Господу за явленную этими подвижниками духовную силу, которая легла в основание воскресения Святой Руси, поминая имена многих выдающихся делателей на ниве Господней, мы, ныне живущие, должны стремиться подражать вере (ср. Евр. 13, 7) этих истинных светильников на свещнице Христовой, на всех стезях своего служения, по слову пророка-псалмопевца, облекшихся правдою (ср. Пс. 131,9).
Потрясения первых послереволюционных десятилетий, поругание храмов и отчуждение святынь, попытки полностью уничтожить канонический церковный организм и поддержанный безбожниками обновленческий и самосвятский расколы, священная Великая Отечественная война и вторжение фашизма,— это отметины того драматического времени, названного историками «трагедией Русской Церкви» и вместе с тем ставшего, по слову приснопамятного Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II (+2008), временем её величия: Церковь, искони утверждавшаяся кровью мучеников, явила Богу сонм святых, которые засвидетельствовали свою веру страданиями за Христа.
В течение военных лет, со дня освобождения Харькова 23 августа 1943 года до победного мая 1945-го Харьковское епархиальное управление передало в Фонд обороны до 15 000 000 рублей, а за весь период Великой Отечественной войны – около 40 миллионов рублей.
Эти средства стали весомой частью всех пожертвований Русской Православной Церкви, за счёт которых были построены две танковые колонны имени Димитрия Донского, воздушная эскадрилья имени святого благоверного князя Александра Невского и несколько самолётов под именованием «За Родину», переданные от лица верующих Русской Православной Церкви доблестным воинам Красной армии - защитникам Отечества, подвиг которых, душу свою положивших за други своя (ср. Ин. 15, 13), бессмертен в очах Божиих и в людской памяти.
Ослабление гонений на Церковь в первые послевоенные годы и новый трагический период конца 1950-х — начала 1960-х годов, когда по отношению к Православной Церкви проводилась политика всемерного ограничения и грубого вмешательства во внутреннюю жизнь, характерные для периода второй половины 1960-х — начала 1980-х годов ущемление прав верующих людей, атеистическое воспитание и пропаганда, отделение Православия от жизни общества — всё это история нашей Церкви в минувшем XX столетии, история Отечества нашего, история нашего народа.
Мы, архипастыри старшего поколения, знаем те времена не понаслышке. И воистину, как говорил блаженнопочивший Святейший Патриарх Алексий II, участником архиерейской хиротонии которого 3 сентября 1961 года Господь сподобил быть и меня, недостойного, «Сколько тогда пришлось пережить, отстаивая интересы Церкви, будут судить Бог и история».
Когда 1 декабря 1970 года, после несения архипастырской чреды на Аргентинской и Южноамериканской кафедре, определением Священного Синода я был назначен архиепископом Харьковским и Богодуховским, то застал епархию в тяжёлом, полуизмождённом состоянии: она насчитывала всего 57 храмов,
а Епархиальное управление размещалось в маленькой комнатушке колокольни Свято-Благовещенского кафедрального собора. Вместе с тем я застал здесь ревностных пастырей, неустрашимых исповедников Церкви Христовой, исполненных ангельского смирения и адамантовой веры во вседеятельную и промыслительную волю Божию — протоиерея Николая Кухарука, секретаря Харьковского епархиального управления, который приехал на Харьковщину со всем своим православным приходом с Лемковщины, 104-летнего, по милости Божией, протоиерея Галактиона Перепелицу, награждённого к 100-летнему юбилею правом ношения второго креста с украшениями, протоиерея Михея Дьяченко, протоиерея Иоакима Орехова и других, равных им по ревности о Господе служителей на ниве Христовой. Многие из них прошли сквозь страшные годы гонений, тюремного заключения, но, опалённые войной и суровыми испытаниями режима воинствующего безбожия, они не отступились от веры, совершали своё служение Церкви и народу Божию, дерзновенно повторяя слова святого апостола: «Я знаю, в Кого уверовал» (2 Тим. 1, 12). Вечная им память!
«Я прославлю прославляющих Меня»,— говорит Господь. По непреложному слову Божию в то время, когда за весь период с 1917 по 1987 годы власть предержащими было разрешено священноначалию Русской Православной Церкви канонизировать лишь четырёх (!) угодников, и только лишь тех, кто совершал своё служение и подвиги вне пределов Отечества (как прославленные в 1970 году святой равноапостольный Николай (Касаткин), архиепископ Токийский, просветитель Японии и в 1977 году святитель Иннокентий (Вениаминов), митрополит Московский, просветитель Сибири и Америки), нам удалось, с Божьей помощью, добиться канонизации святителя Мелетия (Леонтовича), архиепископа Харьковского и Ахтырского. С благоговением и чувством глубокого почитания я молитвенно вспоминаю имя выдающегося архипастыря Вселенского Православия, святителя Русской Православной Церкви — приснопамятного боголюбивого митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова; +1978). Господь вдохновил его и меня, грешного, как обойти этот запрет и добиться канонизации харьковского святителя Мелетия в то сложное богоборческое время. По благословению митрополита Никодима я составил службу и акафист святому архиепископу Мелетию, и в 1978 году имя слобожанского угодника Божия, по указу Святейшего Патриарха Пимена (+1990) и Священного Синода было внесено во всероссийские и вселенские православные святцы.
«Дивен Бог во святых своих»,— восклицает псалмопевец. Дивен Господь и во святых, в земле Слободской просиявших - святителе Афанасие, Патриархе Цареградском, Лубенском, Харьковском и всея Руси чудотворце, святителе Мелетие, архиепископе Харьковском и Ахтырском, священномученике Александре (Петровском), архиепископе Харьковском.
Святые мощи этих угодников Божиих пребывают под величественными сводами сердца Харьковской епархии – Свято-Благовещенского кафедрального собора. На протяжении многих лет тысячи и тысячи людей в цитадели Православия на Слободской земле обращались и будут обращаться к Небесному покровительству и благословению этих столпов Христовой Церкви, своим житием следовавших заповедям Божественной Евангельской истины.
Исторически оценивая сравнительно недавний период конца 1980-х годов, его, без преувеличения, можно охарактеризовать как время, исполненное особых знамений, время благотворного возрождения, которое уже сейчас многие богословы и историки называют Вторым Крещением Руси. Юбилейный 1988 год — год празднования 1000-летия Крещения Руси — всколыхнул народное сознание и принёс с собой существенные перемены в жизни Церкви и общества. Стало очевидным, что история отечественной духовной культуры, литературы, искусства, архитектуры,— всего того, что мы именуем национальной сокровищницей наших братских народов,— неотделимы от истории Вселенской Православной Церкви.
И в эту священную историю Церкви Христовой навсегда вошёл 1992 год — год проведения в городе Харькове Архиерейского Собора Украинской Православной Церкви, сохранившего чистоту и единство Православия для всей Украины и избравшего мудрым Кормчим боголюбивого украинского народа Блаженнейшего Владимира (Сабодана), Митрополита Киевского и всея Украины, Предстоятеля Украинской Православной Церкви, 121 -го митрополита Киевского в более чем тысячелетней истории Православия на Святой Руси. Господь не позволил расколоть праотеческую веру, удалось непоколебимо отстоять догматы и установления, на которых зиждется Святое Православие
и вписать в летопись церковной жизни в Украине особую, определяющую её дальнейший путь, страницу.
На историческом пороге нового, третьего тысячелетия Церкви вновь пришлось немало пережить: и искусственно создаваемый раскол, и устремление полчищ лжемиссионеров разных толков, которые пытаются уловить в свои сети православные души народа, по отношению к которому в начале 1960-х годов один из крупнейших идеологов западного мира сказал: «Мы не победили этот варварский народ войной, мы победим его разноверием». В наше время разного рода лжеучителя и раскольники расставили множество капканов для ловли христианских душ. Поэтому мы должны отстоять те нетленные заповеди, которые дал нам Христос-Спаситель и Его подвижники во главе с Крестителем Руси, святым равноапостольным князем Владимиром Великим. Будем их достойными продолжателями на стезе духовного совершенствования человека и возвышения к тому образу, который оставил в своём Божественном учении предвечно рождённый Сын Божий, Господь наш Иисус Христос.
У нашей епархии, которая является неотъемлемой составляющей всей канонической Вселенской Православной Церкви, не только славное прошлое. Она имеет всё необходимое для дальнейшего духовного возрастания, для воплощения уже здесь, на земле, в мире непостоянном, Божиих заповедей, которые, по словам нашего народного мыслителя Григория Сковороды, помогут создать мир лучший, мир добрый. Сделаем всё, от нас зависящее, чтобы оставить в веках о себе благодарную память, чтобы заслужить спасение, обращаясь ко Господу молитвенными словами великого Кобзаря:

А всім нам вкупі на землі
Єдиномисліє подай
І братолюбіє пошли.
(Т. Шевченко «Молитва», 1860)

Всеблагий Господь помог нам отреставрировать и возродить десятки святых храмов, являющихся зримым отражением Царства Небесного на земле, комплекс строений на территории Покровского монастыря, а также воздвигнуть на ней прекрасные памятники в честь 200-летия Харьковской епархии и 2000-летия Рождества Господа нашего Иисуса Христа, Спасителя мира,
Своей Десницей благословляющего всех приходящих в нашу Слобожанскую обитель. В 1993 году было возрождено Харьковское Духовное училище, в 1996 году решением Учебного комитета при Священном Синоде Украинской Православной Церкви преобразованное в семинарию, восстановлены епархиальные периодические издания — «Харьковские епархиальные ведомости», «Православна Харківщина», «Покровский вестник». В 2000 году вышел из печати первый номер возрождённого богословско-философского журнала «Віра і Розум». Основанный в 1884 году по благословению архиепископа Харьковского и Ахтырского Амвросия (Ключарёва; +1901) и выходивший до 1917 года, журнал «Вера и разум» стал издаваться на пять лет раньше, чем московский журнал «Вопросы философии и психологии» (1889—1918), который до сих пор считается первым отечественным философским журналом.
2009 год благости Божией ознаменовался радостным событием: возвращением златоглавого символа Харькова, Свято-Успенского собора. В древнейшем храме нашего града, который до недавнего времени был местом развлечения, ныне возрождена литургическая жизнь и совершается приношение Святой Бескровной Жертвы «о всех и за вся».
Как не раз бывало в истории, Святая Русь снова восклицает: «Пойте Господу святые Его, славьте память святынь Его, ибо на мгновение Его гнев и на всю жизнь благословение Его, вечером водворяется плач, а на утро радость». За эту радость духовного торжества 210-летия Харьковской епархии, её молитвенного стояния в святой праотеческой вере мы благодарим Господа, Свою Божественную любовь к земле нашей явившему в чудесном обновлении 20 июля 1997 года иконы Спаса Нерукотворного в Свято-Борисо-Глебском женском монастыре села Водяное Харьковской области. Благодарим и Его Пречистую Матерь, не оставляющую народ наш Своим всесильным ходатайством и Материнским покровом через благодать, источаемую от святых Озерянской и Песчанской икон Царицы Небесной, обретенных на Слободской земле.
Как завет звучат слова угодника Божия, архипастырски окормлявшего Харьковскую землю в 1842—1848 годах,— святителя Иннокентия (Борисова). Эти слова были произнесены святым иерархом 22 апреля 1845 года во время самого первого крестного хода с чудотворной Озерянской иконой Божией Матери, но, без
преувеличения, они обращены в вечность: «Воздвигнись, богоспасаемый град Харьков, и прими новое священное учреждение [крестного хода] не как плод соображений человеческих, а как дар непосредственной к тебе милости Божией! Да соединится отныне судьба его с судьбою твоею, и да соделается оно до позднейших родов памятником — не наших каких-либо ничтожных имён и трудов, а нашей общей с тобой веры [в Святую Единосущную и Нераздельную Троицу] и нашего благоговения к Божией Матери!»
Будем же следовать и далее по историческому пути, предначертанному нам Десницей Божией, памятуя слова Первосвятителя, Кормчего корабля нашей Святой Матери-Церкви, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла: «Господь сам ведёт Свою Церковь. Если бы это было не так, она давно бы исчезла, ведь ей в истории противостояли очень грозные силы, перед которыми, если следовать житейской логике, она была немощна и ничтожна. Но многие могущественные лидеры и системы ушли в прошлое, иногда бесславно, а Церковь продолжает стоять. Она побеждает не властью и не силой. Она побеждает любовью и православной праотеческой верой. Убеждён, что так будет всегда...».
Свидетельствуя ближним и дальним об истории Православия на нашей Слобожанской земле, сохраним молитвенную память о жизненном подвиге и небесном предстоятельстве за нас, грешных, угодников Божиих, в земле нашей просиявших, ревностных служителей духовного вертограда, которых никто и ничто не могло отлучить от любви Божией (ср. Рим. 8, 39), и чьё праведное житие да будет для нас и грядущих поколений слобожан той зажжённой свечой, что не ставят под сосудом, но на подсвечнике Вселенского Православия, и светит он всем грядущим поколениям до скончания веков.


НИКОДИМ,
милостью Божией
МИТРОПОЛИТ ХАРЬКОВСКИЙ и БОГОДУХОВСКИЙ,
СВЯЩЕННОАРХИМАНДРИТ СВЯТО-ПОКРОВСКОГО
МУЖСКОГО МОНАСТІРЯ
города ХАРЬКОВА
2009 год благости Божией, город Харьков
 
Епархия сегодня 
 
технические вопросы
вход
Логин:
Пароль:
Вход
Харьковская епархия © 2009–2017
OrthodoxDesignStudio © 2009–2017