twitter.rss

Чудотворный список Песчанской иконы Божией Матери посетил г. Полоцк
05 февраля 2010
По благословению митрополита Харьковского и Богодуховского Никодима с 22 января по 05 февраля 2010 г. чудотворный список Песчанской иконы Божией Матери, находящийся в Свято-Вознесенском кафедральном соборе г. Изюма, посетил Полоцкую епархию Белорусского Экзархата Русской Православной Церкви. Сопровождение святыни в этом путешествии было поручено клирику Вознесенского собора иеромонаху Симеону (Негрецкому) и завхозу собора Синенко Алексею. Особые труды в подготовке этого события понес ключарь Свято-Вознесенского собора г. Изюма протоиерей Василий Иванчук, при личном участии архиепископа Изюмского Онуфрия.
22 января в 5 ч. утра при свете свечей игумения Евдокия и сестры Спасо-Евфросиниевского монастыря у ворот обители с молитвой и слезами радости встречали образ Божией Матери. Воля Царицы Небесной осуществилась в том, чтобы по прибытии Песчанского образа на Полоцкую землю, он мог вначале благословить древнюю многострадальную обитель преподобной матери Евфросинии, княжны Полоцкой с живущими в ней инокинями. По совершении Божественной литургии, священнослужителями обители соборно был отслужен молебен с акафистом Песчанскому образу Божией Матери, после чего икона была доставлена в Свято-Богоявленский кафедральный собор г. Полоцка.
Встретил святыню с сонмом духовенства архиепископ Полоцкий и Глубокский Феодосий. Благоговейно приложившись к образу, Владыка сказал очень трогательную речь, в которой благодарил Царицу Небесную за оказанную милость Полоцкому краю и всей Белорусской земле. Он выразил надежду, что посещение Песчанской иконой Полоцкой епархии подвигнет людей к духовному возрождению и укреплению Православной веры. Далее соборно был отслужен молебен с акафистом Песчанской иконе Богородицы. По благословению архипастыря была установлена чреда, согласно которой священники епархии в течении дня непрерывно служили молебствия, водосвятия и акафистные пения пред чудотворной иконой.
24 января в Неделю о мытаре и фарисее Высокопреосвященнейший архиепископ Феодосий в сослужении священнослужителей собора совершал Божественную литургию. Был прочитан акафист. В своей проповеди Владыка призвал всех полочан к трудам покаяния и исправления своих недостатков, а также выразил надежду, что молитвами Богородицы в сердцах всех верных чад Церкви воссияет свет истинной веры и благочестия, а сама икона явится объединяющим звеном для всех Православных Святой Руси.
С 30 по 31 января чудотворный Песчанский образ пребывал в г. Браславе, где он вначале был тепло принят в недавно образованном Свято-Пантелеимоновском женском монастыре, а затем на следующий день крестным ходом был перенесен в Свято-Успенский храм. В городе менее 10% православных, в основной массе население Браслава исповедует католичество, но приезд святыни произвел большое воодушевление среди верующих. Даже некоторые католики приходили в храм, чтобы приклонить колени пред Чудотворным образом. Одной отчаявшейся после гибели сына женщине посещение храма в этот день даровало надежду на духовное исцеление. В Успенском храме, как и в обители Святого Пантелеимона пред иконой служили водосвятные молебны с акафистным пением.
Вечером 31 января Изюмскую святыню принимал второй кафедральный город Полоцкой епархии – Глубокое. Возле ворот Березвечского женского монастыря во имя Святого Архистратига Божия Михаила встретить святыню собралось множество верующих. Для поклонения икону поставили в храме святителя Тихона Задонского. Всенощное бдение служили Божией Матери в сочетании с празднуемым в этот день преподоным Макарием Великим. В течение всей службы не оскудевал людской поток к образу, до глубокой ночи священнослужители помазывали приходящих освященным елеем. Также были совершаемы молебны, акафисты и водосвятие. 1 февраля в 13 часов игумения Анфиса, сестры обители и многочисленные прихожане с пением проводили чудотворный образ.
К 14 часам икона прибыла в кафедральный собор Рождества Божией Матери г. Глубокое. Несмотря на непогоду, – всю ночь перед этим и весь день шел снег, – огромный храм, построенный в стиле т.н. «виленского барокко», вмещающий до 3000 верующих, к началу водосвятного молебна был почти полностью заполнен. Все время пребывания Песчанской иконы Божией Матери в соборе к образу тянулся нескончаемый живой поток желающих лицезреть лик Пречистой и приложиться к нему. Несмотря на то что храм не отапливается и в нем было достаточно холодно, некоторые люди молились до самого вечера. Было отрадно видеть с каким по-детски радостным чувством спешил после работы в храм православный народ, а некоторые на автомобилях приезжали даже из отдаленных мест. В начале восьмого часа вечера верующие, не скрывая своего сожаления, провожали Песчанскую святыню в город Полоцк. Пребывание Песчанской иконы Божией Матери в храмах г. Глубокое вылилось настоящий духовный праздник.
За время нахождения святыни в Полоцке молва о чудотворном образе широко распространилась среди жителей города и окресностей, и в следующие дни Богоявленский кафедральный собор и Крестоводвиженский храм Спасо-Евфросиниевского монастыря, в который икона была перенесена к 4 февраля, были заполнены.
4 февраля накануне отбытия святыни из Полоцкой земли, молебен с Акафистом у иконы Царицы Небесной возглавил архиепископ Полоцкий и Глубокский Феодосий. В своем слове перед началом богослужения Владыка отметил, что пребывание такой святыни на белорусской земле способствует обращению людей с покаянием к Богу. «Глаза Божией Матери, смотрящие с иконы, как живые, нежно взирая в душу каждого, пробуждают к осознанию, что без любви к ближнему невозможна любовь к Богу. Но любовь Божией Матери к человечеству безгранична и ею Она покрывает множество наших недостатков, ожидая от нас проявления любви к тем, кто рядом», - сказал Владыка Феодосий.
5 февраля после полунощницы и молебна с акафистом Песчанской иконе все монахини во главе с игуменией провожали образ, несомый руками священнослужителей до ворот Святой обители. За время пребывания в Полоцке святыня очень полюбилась верующим и некоторые со слезами расставались с нею. Возле здания Полоцкого Епархиального управления автомобиль с Песчанским образом сделал остановку, Владыка Феодосий с благоговением приложился к иконе и благословил на предстоящий путь. В дар митрополиту Харьковскому и Богодуховскому Никодиму и его многочисленной пастве архиепископ Феодосий передал икону преподобной Евфросинии Полоцкой с частицей ее мощей.
6 февраля, преодолев за все это время около3000 км., икона благополучно возвратилась в Свято-Вознесенский кафедральный собор, где тепло была встречена изюмчанами.

Твердыня веры на берегах Двины.



На возвышенных берегах Северной Двины – там, где в нее впадает привольная Полота, раскинулся Полоцк – древнейший город Беларусской земли и всех восточных славян.
Более одиннадцати веков назад его основало славянское племя кривичей. Они назвали поселение по имени реки Полоты. Впервые город, стоящий на западнодвинском отделении старинного торгового пути «из варяг в греки», упоминается в летописи «Повесть временных лет» под 862 г.
Богатое историческое наследие Полоцка связано с тем, что он находится на стыке восточной и западной цивилизаций и их историко-культурных традиций. Наибольшего расцвета город достиг в Х-ХII стт., когда являлся столицей мощнейшего в Европе Полоцкого княжества, ставшего колыбелью белорусской державности. В конце ХV ст. Полоцк получает магдебургское право и становится самоуправляемым. В ХIV в. город входит в состав Великого Княжества Литовского, через два столетия становится центром одного из воеводств Речи Посполитой, а с конца ХVIII в.- губернским и волостным городом в составе Российской империи. После событий 1917 г. полочанам пришлось пережить Гражданскую войну, кайзеровскую оккупацию, Белопольскую интервенцию. С 1920 г. левобережная часть города входит в состав Белорусской республики советов.
Ныне это город с 40-тысячным населением в Витебской области, по соседству которого вырос 100-тысячный гигант химической промышленности Новополоцк.
На улицах Полоцка заботами его жителей седая древность на удивление мирно уживается с современностью. В историческом музее поведают о том, что первым князем этого города был Рогволод, дочь которого Рогнеду, согласно летописи насильно взял в жены Новгородский а впоследствии Киевский князь Владимир. При его сыне, князе Изяславе в Полоцке в 992 г. была создана епископская православная кафедра. Внук Изяслава Всеслав Брячиславович за свои необычайные способности политика и мудрого правителя современниками прозванный Чародеем, стал одним из героев «Слова о полку Игореве». Именно при нем Полоцкая земля в ХI –ХII вв. приобрела особое могущество. На берегах Двины князь Всеслав воздвиг величественный Софийский кафедральный собор, в противовес Киеву и Новгороду, как символ политической и экономической независимости. Современный вид позднего беларусского барокко храм приобрел в середине ХIII ст., после капитальной перестройки. В этом храме в древности принимали послов, подписывали торговые соглашения, объявляли войну и заключали мир, хранили княжескую казну и основанную князем Изяславом библиотеку. С 243 года до подписания в 1839 г. в его стенах акта о ликвидации Унии, храм пребывал в униатском плену. В последующем собор стал православным, в начале 20-х гг.ХХ ст. был закрыт, затем недолго был костелом, зернохранилищем, архивом. В нынешее время – это Историко-архитектурный музей и зал органной музыки.
Настоящей покровительницей города и всей Белорусской земли по праву является правнучка князя Всеслава преподобная Евфросиния Полоцкая. Ее житие повествует нам, что воспитанная в духе книжной премудрости и евангельского учения с ранних лет Предислава (так звали преподобную до иноческого пострига), возлюбила ученость и монашеское житие. В 12 лет она ушла в монастырь и была пострижена в честь преподобной Евфросинии Александрийской. Некоторое время она жила в уединенной келлии при Софийском соборе, занимаясь переписыванием книг. По откровению от Ангела Преподобная переселилась в место, называемое Сельцо и основала там женскую обитель в честь Всемилостивого Спаса. Одними из первых насельниц ее стали родная и двоюродная сестры преподобной, получившие в постриге имена Евдокии и Евпраксии. При обители также действовали образовательные школы и скриптории, где монахини переписывали книги.
Древнейшим практически полностью сохранившимся архитектурным памятником на полоцкой земле является Спасо-Преображенский храм, построенный местными мастерами стараниями самой преподобной. В этом храме на хорах для игуменьи была устроена специальная небольшая келлия, в которой преподобная и жила свои последние годы.
В1161 г. в благословение для обители был устроен особый воздвизальный Крест, который хранился в Спасо-Преображенском соборе до времени советского лихолетья, когда бесследно исчез (в 1997 г. эта реликвия вместе с собранными ее святынями была вновь воссоздана белорусскими мастерами и передана в Спасо-Евфросиниевскую обитель).
Почила преподобная во время своего паломничества на Святую Землю. Ее честные мощи вначале были погребены в монастыре преподобного Феодосия Великого, затем перенесены в Киево-Печерскую Лавру, где в Дальних пещерах почивали практически семь веков. Лишь только в апреле 1910 г. по особому распоряжению императора Николая II они торжественно были перенесены Полоцк, скоро Полоцкая епархия и город будут отмечать 100-летие с момента этого события.
Многое повидал Полоцк на своем веку: и междоусобные войны с соседними княжествами; и разорительные набеги иноземцев; кровавые события Ливонской войны (с этого времени остался Вал царя Ивана Грозного); осаду французов в 1812 г.- когда жители наутро сражения увидели мост через реку Полоту весь в крови, отчего и назвали его Красным; и немецко-фашистскую оккупацию во время Великой Отечественной войны. Но Полоцк также явился родиной известного первопечатника Франциска Скорины и прославленного литератора и просветителя Симеона Полоцкого – образованнейшего человека своего времени. Этот город был связан судьбою князей Владимира просветителя Руси и Александра Невского, царя Ивана Грозного, императора Петра I, императрицы Екатерины II, императоров Александра II и Александра III, Великой княгини преподобномученицы Елизаветы и многих других известных людей.
Символом духовного возрождения города стало открытие в 2000 г. на центральной площади перед зданием Городского Совета памятника преподобной Евфросинии Полоцкой. В честь нее названа центральная улица города.
Исторически сложилось, что кроме православных на этой земле есть католические и униатские храмы, но молитвами преподобной Евфросинии огонь православной веры и благочестия зажигается в сердцах все большего количества полочан. Слобожанщину и Полоччину как юго-восточный и северо-западный рубежи Святой Руси разделяет тысяча километров, но культурно-историческое наследие Полоцка представляет огромную ценность не только для белоруссов но и для всех славян.


Клирик Свято-Вознесенского
кафедрального собора г. Изюма
иеромонах Симеон (Негрецкий)
 
технические вопросы
вход
Логин:
Пароль:
Вход
Харьковская епархия © 2009–2017
OrthodoxDesignStudio © 2009–2017