twitter.rss

Глобализация и современное положение общества
01 июля 2010
Предлагаем вниманию читателей статью доктора богословия Ужгородской Богословской Академии им. свв. Кирилла и Мефодия, преподавателя Харьковской Духовной Семинарии протоиерея Сергия Скубченко. В своей статье автор высказывает суждения о состоянии общества в эпоху глобализации, негативных результатах, к которым приводит уклонение от традиционных ценностей.


Глобализация и современное положение общества
Анотація. В статті розглядаються сучасні проблеми суспільства, в тому числі проблеми, пов’язані зі створенням сім’ї. Автор висвітлює проблему в контексті сучасних тенденцій розвитку постіндустріального суспільства, зокрема глобалізації та самозамкнутості.
Ключові слова: сім’я, побут, традиції, духовні цінності.

The summary. In clause the modern problems of a society are described, including the problems, which are connected to creation of family. The author characterizes a problem in a context of modern lines of development the ambassador-industrial society - association and isolation everyone.
Key words: family, life, tradition, spiritual value.

Наше время находится на пересечении двух тенденций: глобализации и самозамкнутости. Тем средством, благодаря которому в наше время стремительно развивается глобализация, является технология. Современные способы информации, включая Интернет, дали новые образцы для жизни людей. Они сделали возможным существование изменчивого и неопределенного общества, которое может поддерживать себя помимо пространственных ограничений и принимать во внимание только ход времени. Это общество не является даже одноименным, оно, скорее, вообще лишено измерений, ибо никакое экономическое, политическое, общественное или иное явление не может быть реализовано за какое-то определенное время, если оно не находится в конкретном месте. Глобализация осуществляется людьми, которые выходят на связь друг с другом, но ничем больше не связаны. Самыми сильными инструментами для образования и поддержания этой всемирной власти являются средства массовой информации. Они собирают, обрабатывают и распространяют сведения по всему миру. Так все человечество становится единым двором, единой площадью и может контролироваться и направляться едва заметным образом как угодно. Люди превращаются в потребительские машины, постепенно утесняя свой внутренний духовный мир, забывают о своих духовных запросах и отождествляют свободу со снятием ограничений на потребление и передвижение. Глобализация делает технику жертвенником человеку, как некоему божеству. Масса богов на едином пространстве. Богов приносящих себе в жертву все, что может послужить удовлетворению потребностей. В жертву идет все, начиная землей, заканчивая воздухом, а топливо - деньги. Лицемерие, с которым сегодня подается глобализация, само по себе впечатляет. В прошлом существовали определенные фундаментальные нравственные и религиозные принципы, которые поддерживали некоторое равновесие. Даже если эти принципы попирались «правом сильного», они не утрачивали своего значения. Но сейчас положение дел иное. Лицемерие имеет в своем распоряжении всю власть для дезинформации, дабы извратить все факты и реализовать любые бесчеловечные и несправедливые замыслы, прикрываясь словами о «гуманитарной акции» и «любви к человеку». Что же ожидает наш мир в будущем? – Размышляют СМИ, «смакуя» о глобальной экологической катастрофе, перенаселении, потухании солнца, столкновении с астероидом – об опасностях сомнительных и отдаленных, а вот о ближайшей и самой грозной опасности никто не упоминает: что будет через 10-15 лет, когда на ключевые позиции в обществе придет «новое поколение»? Как оно решит распорядиться всей совокупностью социального, научного, производительного и культурного опыта, которая достанется ему от предшествующих поколений? Не окажется ли забытым и отправленным на свалку все, что впрямую не касается простейших потребительских инстинктов? Нет ни малейшей гарантии, что спустя несколько десятилетий, на смену ему не придет откровенный дикарь, все сознательные импульсы которого окажутся сведенными к навыку нажимать в нужное время условные кнопки: «еда», «питье», «зрелища» и «сексуальное наслаждение».
Созданная во второй половине двадцатого века идеологами глобализма на основе либеральных ценностей синтетическая молодежная субкультура насаждает в сознании молодых людей духовный индифферентизм, относительность нравственных норм и космополизм. Из тех, кто должны вырасти патриотами своей страны, тружениками и защитниками своей Родины, она делает «граждан мира», которые теряют связь с отечественной культурой и государственностью. им чужды интересы своего Отечества, они не способны трудится ради его блага, отдавать свои силы и знания на созидание его могущества и обеспечения обороноспособности.
Предыдущие поколения продвинули общество, науку и технику далеко вперед. С одной стороны это хорошо, но ведь смысл прогресса не только в накоплении знаний, материальных ценностей и пр., важно воспитать в последующих поколениях нравственность, и ответственность, что бы они могли достойно воспользоваться опытом своих отцов. Что, если уже ближайшим нашим потомкам станут совершенно безразличны и культура, и философия, и исторические памятники, и экология?
Педагогика, как ничто другое, обличает современный мир и ставит его будущее под вопрос. Налицо кризис – семьи, воспитания, любых человеческих отношений вообще. Сегодня понятие «семьи» перестало быть святыней – это результат выше рассматриваемой, научно-индустриализированой, тихой информационно-психологической войны, медленного 200-летнего расшатывания и разрушения устоев национальной психологии, и прежде всего, психологии семейно, материнской, отцовской. Сегодняшний и демографический и семейный кризис, связан, прежде всего, с переходом от индустриального общества к обществу информационных технологий. Цивилизация индустриального типа не может жить без семьи, но и процессы семейных взаимоотношений даются крайне затруднительно. В современном обществе делается акцент на отдельную личность, способную самоорганизоваться и самореализоваться и значит, свободную от любых связей.
Вполне закономерно, что в данных условиях семейные традиции, ценности и связи размываются. Наши предки четко понимали, что семья – не просто механическая «ячейка» или «атом» общества, а его единственный «детородный орган», здоровье которого должно охраняться так же серьезно, как охраняется лоно девушки, которой предстоит воспроизвести на свет очередное потомство. Отсюда в народе и живет словосочетание «лоно семьи». А что сегодня? – защищена ли семья от вторжения в нее черной информации? По сравнению с нами, наши деды и прадеды 150 – 200 лет назад были более зрелыми и имели несравненно более глубокое социально-семейное мышление, чем мы, «высококультурные», сегодня.
«Уже более десяти лет мозг и психика нашего народа находится под «ковровой», информационно-пропагандистской «бомбежкой» западных СМИ, которые убеждают нас в пользе индивидуализма и так называемой «ценности» сексуальных отношений. Современные проблемы семьи – уже не проблемы конкретной семейной пары, которые живут как эгоисты, не думая, друг о друге. Это проблемы времени и изменившегося внутреннего состояния человека. Мы по недоразумению считаем, что можно по-прежнему призвать людей быть нравственными, жертвенными, добрыми, любящими так, словно они легко могли быть такими, но по какому-то странному недоразумению не делают этого. Человек нашего времени в принципе не понимает, что это такое! Все разговоры о нравственности остаются для него абстракцией, потому что переменилось направление жизни, изменился сам вкус к жизни. Все мы воспитываемся в обстановке, которая всячески ориентирована на «личное», жизнь–для–себя.
Жизнь вокруг нас в миллионах мельчайших проявлений устроена так же. Перемены в психике настолько глубоки и серьезны, что на физиологическом уровне это наверняка было бы расценено как мутация. Находясь в общественной массе, люди остаются психологически одинокими. Кризис семьи характерен тем, что мужчины и женщины, взрослые и дети не знают, как можно жертвенно общаться друг с другом. Они становятся неспособными бескорыстно нуждаться друг в друге, им неизвестно, по каким признакам следует искать родственного человека, чтобы искренне любить его. Макс Шелер, по этому поводу замечает: «Впервые наступила эпоха, когда человек (то есть его неудоволетворимые желания и обессмысленная жизнь) стал коренной и всеобщей проблемой для себя самого.
В основании всех личностных кризисов лежит его духовное одиночество. И из этой сердечной пустоты происходят болезненные отклонения в человеческой психике. Так, само слово «невеста» почти исчезло из нашего словаря; на месте невесты часто оказывается просто «girl-friend», которая собирается замуж, потому что ей пришла пора, потому что, она ждет ребенка от предполагаемого жениха, или уже имеет ребенка от другого, и ищет для него отца. Потому что стремится уйти из дома от несносной опеки родителей, или любой ценой хочет уехать в другую страну, потому что кандидат в мужья похож на известного футболиста (члена музыкального ансамбля, актера...), а иногда даже и просто потому, что будущее с ним представляется особенно многообещающим по гороскопу.
Резоны мужчины могут быть иными, но и они не всегда бывают выше. Если он, не ищет «устроиться» через брак, то его «жениховство» может вырастать, скажем, из привычки быть вместе именно с этой подругой. Сколько же современных браков заключается на этих и подобных основаниях, чтобы тотчас развалиться при первом житейском толчке или приступе скуки и раздражения?
Может ли современный молодой человек трепетно относиться к браку, если его с детства приучают к тому, что «свободные отношения» многообразных половых связей – это нормально, что половые влечения являются основой «любви», а поэтому их удовлетворение есть первейшее условие «счастливого» союза. Что семья – это нечто сродни партнерским отношениям в бизнесе, где каждая сторона должна получить свою выгоду. Вот и получается, что брак, являющийся для христиан одной из высших форм проявления жертвенной любви по отношению к ближнему, в современном мире профанируется до уровня взаимовыгодного договора между двумя (а то и более) сожителями.
Чаще всего в графе «причина развода» молодые люди указывают: «не сошлись характерами». Но можно сказать, что детонатором в таких случаях является не различие, а напротив, полное сходство характеров. Во-первых, обе стороны понятия не имеют, что такое семейная жизнь, как ее строить и оберегать; во-вторых, оба хотели бы, чтобы эта самая жизнь была вечным праздником и приносила исключительно одни удовольствия, а этого не бывает, потому что, не может быть исключительно хорошо всегда. «Зубастый крокодил по имени Быт проглотил солнышко влюбленности». Пугают масштабы и темпы бракоразводных процессов: согласно статистике, сегодня в Украине на 100 браков – 58 разводов, и согласно прогнозам специалистов, эти показатели в ближайшее время не снизятся».
В этом свете, становится понято, откуда такая тяга к телевизору и подростковым компаниям, хоть как-то разнообразящим жизнь. Ведь и родительский пример свидетельствует о том же: идти куда-либо, познавать новое, творчески относиться к тому, чем занят, необязательно. С точки зрения современного человека, вообще уму непостижимо, как могли люди жить раньше. Стесненные условия, отсутствие средств, нехватка еды, одежды, предметов обихода и куча детей! Да мы бы, кажется, с тоски умерли в такой ситуации. Теперешняя мамочка имеет на своем вооружении все городские удобства: стиральную машину-автомат, супермаркет, заваленный полуфабрикатами, под боком, смеси, бутылки, коляски, памперсы и в придачу еще бабушка в соседнем подъезде – и при этом, ощущает себя катастрофически обделенной, живущей невообразимо тяжелой жизнью.
В ванной, что ни предпринимай, копятся горы белья, кухня завалена немытой посудой, с детьми не найти пары часов погулять! Кошмар, да и только! Откуда столько проблем!
Человек прошлого, жил и дышал трудом, не вычеркивая домашние дела из положительного аспекта своего существования. Часто слышимое сегодня: «у меня нет сил», – отражает не только проблемы здоровья, действительное состояние организма, хотя и физиология теперь тоже ослаблена. Важно то, что в психологии называют мотивацией, ценностным выбором – внутренние приоритеты, по которым человек живет, которым готов отдавать время и силы. В наши дни быт принято понимать как чисто техническую область, в которой обслуживаются нужды каждого. При такой постановке вопроса быть домохозяйкой – роль, которая не слишком высоко котируется в общественном сознании – неприемлемо, вот и живут в семье, каждый сам по себе.
Восстановление семьи в настоящее время предполагает глубокую и объемную работу, уверенно содержать семью в наше время получается далеко не у каждого, а если зарплата хорошая и работа нравится, то неизвестно еще, лучше это или хуже. Ведь с увлечением работают теперь, опять-таки, не из семейных соображений, а потому что карьера, самореализация и творческое самовыражение важнее всего, потому что на работе коллектив хороший и весело – не то, что с детьми дома.
Супругам нужно не просто решиться создавать православную семью, не просто родить детей, не просто придерживаться каких-то там правил: иерархии, разделения обязанностей и пр., нужно менять сам вкус к жизни, заново искать удовлетворение и смысл в том, чтоб, как говорилось раньше, «дерево посадить, дом построить, детей вырастить».
Неустроенность семейных взаимоотношений при отсутствии в семье устоев и традиций напрямую связаны с проблемами, касающимися жизни неотъемлемой части семьи – ее детей. Именно на детях эхом отзывается семейная духовная и эмоциональная нестабильность. В свете современных технологий и в особенности, информационной перенасыщенности, подрастающее поколение остается наиболее беззащитным. Происходит процесс интеллектуального опережения над моральными качествами ребенка.
Начиная с первых дней жизни, точнее, с внутриутробного периода, через мать, ребенок находится в информационном пространстве, имеющем определенное влияние на его личность. Секуляризированный мир, мир шоу-бизнеса и информации, интенсивно создает свое поле сбыта, где находилось бы общество со стандартным, синтетическим мышлением манипулируемых масс.
Незащищенность самих семей перед данной проблемой не дает возможности, ребенку найти ту опору, которая смогла бы не просто оградить его от натиска современной глобальной, секуляризированной псевдо-культуры. Только личный пример (в условиях семьи), способен показать, что существуют другие категории мышления, другой взгляд на происходящее положение вещей.
Психологи, изучающие современную городскую семью, приводят данные, о том, что работающий папа общается со своим ребенком в среднем от 30 минут до одного часа в неделю. Именно общается, то есть разговаривает, что-то вместе делает, а не просто находится под одной крышей.
Безусловно, это не вина отцов, это – негативная особенность нашей цивилизации. Но в действительности, и раньше, а не только сейчас родители, конкретно отец, практически на целый день уходил работать в поле, мать занималась хозяйственными делами по дому, которые, кстати, занимали не меньшее по объему работы и времени место. Однако, не смотря ни на что, семья той эпохи была способна воспитать из мальчика ответственного гражданина своей Родины, патриота, а так же хорошего семьянина, из девочки – заботливую мать и хозяйку. Как же так могло статься, что при соответствующих технологиях и настолько усовершенствованных подручных средствах процессы облегчения человеческого труда не способствовали качеству семейных взаимоотношений, но напротив – создали такую массу, зачастую неразрешимых проблем, доводящих до разводов, побегов детей из дома, абортов, беспризорничества и т. д.
Все оказывается намного проще, чем мы можем себе представить. В первую очередь дети учились на жизненном примере своих родителей, и пример этот был овеян живым чувством веры в Бога. Человек жил этой верой, и каждое его действие было продиктовано религиозным чувством. Конечно же, нет необходимости идеализировать старину, были свои недостатки и в те времена, но в целом, как показывает опыт реальной действительности, утрата религиозного чувства лишила человека конкретных духовно-эмоциональных сил.
Как уже было сказано выше, работа для человека была обычным повседневным делом, обеспечивающем пропитание семьи, но помимо всего прочего это был образ жизни. Наши предки не могли обходиться без дела, оно было тем смыслом, который соединял внутреннее состояние души человека с внешним действием. Всякое внешнее действие наполнялось духовным смыслом. Подобное отношение передавалось и подрастающему поколению. Вера и труд объединяли поколения. Воспитывали в ребенке уважение к старшим, любовь к своей земле – Родине. Недаром земля звалась кормилицей, ребенок знал цену труду, сейчас же это проблематично, т.к. семья перестала быть трудовой единицей. Эпоха патриархальной семьи завершилась. Сначала отец, а потом и мать ушли работать на сторону. Благосостояние дома стало зависеть от узкопрофессиональных качеств и процессов общеэкономического характера. Детский мир резко разделился со взрослым, жизнь ребенка сосредоточилась на учебных, то есть, по сути своей, неполноценных проблемах, тогда как родители стали обитать в недоступных для них сферах.
В воспитании ребенка, мы постоянно требуем, оцениваем, не научив способам выполнения требований. А ведь часто причиной неуспеваемости школьников являются неразвитые волевые качества: самостоятельность, невоспитанное чувство ответственности, неумение доводить дело до конца, то есть неготовность младшего школьника к труду». Сегодня мы не сумеем, заставить ребенка так же бессознательно и беззаветно следовать родительскому примеру и слову, как это было раньше. Современная жизнь во всех ее проявлениях будет сигнализировать иное, призывать к иному, внушая с малых лет посредством рекламы, СМИ, общение со сверстниками, идею свободы, самостоятельности, критического отношения к действительности.
Удаление от мира, например, замкнутая жизнь без телевизора или переезд в деревню, здесь мало что изменит, потому что это даст иную внешнюю обстановку, но оставит в прежнем состоянии наш внутренний мир, а в каких-то вопросах поставит семью в еще более затруднительное положение. Дети, рожденные и живущие в мире, зараженном духом развлечений, естественно, с раннего возраста сами окунаются в эту духовную грязь, тем более, что и услышать что либо святое порой не от кого. Пестрая, красочно мелькающая, ошарашивающая, улыбчиво навязчивая реклама наполняет их беззащитные души, создавая четкий определенный образ жизни, поведения и духовного восприятия мира.
Только христианизация и воцерковление (избавление от самодостаточной замкнутости) может спасти человечество. Существованию необходимо вернуть его «вертикальную составляющую» – устремление человека к своему лучшему, духовному «я», над-индивидуальный (то есть общественно-церковный и, в конечном итоге, теономический) смысл. Однако опыт первой, неудавшейся гуманизации мало чему учит, современному уму легче согласиться на то, что прежняя попытка была попросту неудачно исполнена, чем разувериться в самом существе либеральной идеи, перестать гнаться за удовольствиями и комфортом, наконец, провести грань между настоящим, бессмертным, богоподобным в себе и своим падшим «я», греховным двойником личности. Многое, очень многое переняло современное общество от христианства, не приняв, пожалуй, главного в нем – Самого Христа. Наверное, от этого ему никак не сойтись с гуманизмом церковным и еще труднее устоять в верности своему гуманизму».

Литература:
1. Всеукраинское издание для мам и пап «Мама». – 2007. - № 7 (25).
2. Мандзаридис Г. Глобализация и глобальность: химера и истина. – Москва, 2004.
3. Митрополит Минский и Слуцкий Филарет «Путь жизнеутверждающей любви» Дух и литера. – Киев, 2004.
4. Рогозянский А. А. Наш современник в Церкви и в мире. – М., 2004.
5. Семья в постатеистических обществах. – К., 2003.
6. Семья в постатеистическом пространстве. – К., 2003.
7. Сборник пленарных докладов «XIV Международных Рождественских обазовательных чтений». – М., 2006.
8. Скурат К. Е. Православные основы культуры в памятниках литературы Древней Руси. – Москва: издат. «Покров», 2003.

Доктор богословия прот. Сергий Скубченко,
Академик ЕАЕН,
Доцент кафедры библеистики и теоретического богословия УУБА и КаУ,
Преподаватель Харьковской Духовной Семинарии.


 
технические вопросы
вход
Логин:
Пароль:
Вход
Харьковская епархия © 2009–2017
OrthodoxDesignStudio © 2009–2017