twitter.rss

«Братья» по-белорусски
30 июля 2010
С 17 по 25 июля в пригороде Минска прошёл 9-й фестиваль православной молодёжи «Братья», в котором приняли участие ребята из России, Украины и Белоруссии. По благословению митрополита Харьковского и Богодуховского Никодима, при содействии Южной железной дороги и молодёжного отдела Харьковской епархии, в фестивале приняла участие и харьковская делегация в сопровождении священника Фёдора Воскобойникова.

– Причащается раба Божия Наталия…
– Причащается раб Божий Валентин…
– Причащается раба Божия Фотиния…

Голос батюшки в двух шагах тонет в шорохе травы под ногами молящихся. Нет, сегодня не Пятидесятница. Белый походный храм раскинут прямо посреди поля. Вместо пола тут живая трава, вместо куполов – пирамидальные скаты тента, на месте солеи – рядок девчат, не решающихся ступать ближе. За тонкой перегородкой, ограждающей алтарную часть от ветра, приютилась маленькая переносная звонница. Вокруг единственного листка с нотами теснятся все, кто когда-либо имел или хотел иметь отношение к клиросу. Но каким-то чудом звучит неплохо. Архипастыри, священники и диаконы, ребята и девчата из разных стран и епархий заняты общим делом – каждый день молодёжного православного фестиваля «Братья» начинается с Литургии.
В этом году «Братья» поселились на земле Белой Руси – в 30 километрах от Минска. Палаточный городок был разбит на территории живописного республиканского горнолыжного курорта Силичи, излюбленного места отдыха протоиерея Фёдора Повного, при молитвенной и организационной поддержке которого белорусская земля приняла у себя около 700 участников молодёжного слёта.
– Мы очень хотели, чтобы в этом году фестиваль состоялся в Белоруссии. И, слава Богу, это удалось, – подытоживает отец Фёдор.
Программа фестиваля традиционно была очень насыщенной. Ежедневно значительная часть времени отводилась для мини-бесед священников с молодёжью. Темы поднимались самые разные: от глубоко личностных, духовных до чисто прикладных, посвящённых организации жизни прихода. Свободный формат таких бесед практически «съел» дистанцию между пастырями и пасомыми, что помогло и тем, и другим лучше рассмотреть и понять друг друга. И действительно, сложно сохранять жёсткую субординацию, сидя рядом на траве. Впрочем, это нисколько не убавило уважения молодёжи к «отцам-молодцам», как их тут величали.
Много времени на фестивале отводилось и мастер-классам. Гончарство, валяние шерсти, плетение из лозы, изготовление тряпичных кукол-мотанок и белорусских плетёных поясов – это и многое другое можно было освоить с помощью умельцев из разных городов. Не обошлось и без сугубо церковных навыков – знаменного пения и звонарства, основы которых также можно было освоить на мастер-классах.
Большое внимание организаторы уделили ознакомлению гостей фестиваля со святынями и историей Белоруссии. Минск, Хатынь, Жировичи, Полоцк и многие другие знаковые для Белоруссии места можно было посетить в рамках экскурсий. Настоящим событием стал Крестный ход из Силичей в Логойск, завершившийся Литургией и купанием в святом источнике. Изящным дополнением образовательной части фестиваля стала ролевая игра «Сказки белорусского леса», в процессе которой участники узнали множество интересных фактов из истории Белоруссии, познакомились с национальным культурным наследием и традициями.
Особо стоит сказать о подарке, который был преподнесён молодёжи на этом фестивале – концерте легендарных белорусских коллективов «Сябры» и «Песняры». Откровенно говоря, весть о приезде этих исполнителей воспринялась скорее как утка. Визит исполнителей такого уровня на скромную сцену палаточного городка почти невозможно было себе представить. И всё же он состоялся. На протяжении первых двух композиций музыканты и аудитория как бы прислушивались друг к другу. А потом… всех захлестнули эмоции. Казалось бы, что могут значить песни тридцатилетней давности для сегодняшней молодёжи, выросшей в эстетике поп- и рок-культуры? Но то ли потому, что песни были о вечных ценностях, то ли потому, что знаменитое белорусское многоголосие брало за душу – встреча состоялась. И, думается мне, не только живое слово песни стало открытием для молодёжи, но и сама молодёжь стала открытием для столь известных и искушённых исполнителей.
– Я никогда не видел таких чистых глаз, – признаётся солист группы «Сябры» Анатолий Ярмоленко.
Пожалуй, и хороводы под сценой вместо традиционных дискотечных танцев для музыканта были внове.
– Меня кое-кто спрашивает – рассказывает отец Фёдор Повный – что, мол, у вас там происходит? Все молодые, весёлые, шутят, под гитару поют, танцуют, и всё это… без пива? Интересуются, не колются ли наши ребята чем-то. И смех, и грех. Я им сказал, что да. Есть у нас один укол. Называется молитвой. Говорю, как заметите, что все в белую палатку пошли – тоже идите… Там всё и увидите…
– Причащается раб Божий Сергий…
– Причащается раба Божия Анастасия…
– Матушка, как руки-то складывать? Я первый раз…
Сегодня мы служим в центре мироздания. Во всяком случае, так видится и ощущается, потому что всё, кроме белого, полупрозрачного, светящегося изнутри храма, окутано темнотой. Такое ощущение, что мир исчез, отступил, скрылся в сумраке ночи, чтобы уступить место Таинству. Священству этого не видно. Зато видно молодых ребят и девчонок, тоже будто ставших полупрозрачными на этой ночной Литургии. Предстоящий у престола иеромонах Лазарь читает все тайные молитвы вслух. Что-то новое в привычном ходе богослужения открывается даже для давно воцерковлённых людей. Из почти 700 жителей православного лагеря причащается более половины. Небо светлеет, и храм сливается с его белизной.
– Батюшка, можно мы на гору пойдём рассвет встречать?
Харьковчане, вооружившись спальниками, отправляются на высокий холм неподалёку от лагеря, вдоль которого протянулся подъёмник для горнолыжников… Завтра белый храм разберут, увезут переносной престол и антиминс, но на этом месте будет вечно стоять незримый для нас Ангел, призывающий верующих к молитве.

Юлия Воскобойникова

img 1702
img 1703
img 1704
img 1705
img 1706
img 1707
img 1708
img 1709
img 1710
img 1711
img 1712
img 1713
img 1714
img 1715
img 1716
img 1717
img 1718
img 1719
 
технические вопросы
вход
Логин:
Пароль:
Вход
Харьковская епархия © 2009–2017
OrthodoxDesignStudio © 2009–2017