twitter.rss

Ценностные ориентации современной молодёжи в православном мире
25 октября 2011
С 17 по 18 октября 2011 года по благословению Предстоятеля Украинской Православной Церкви Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира в Киевской Духовной Академии и Семинарии проходилась ІІІ Международная научно-практическая конференция на тему: «Духовное и светское образование: история взаимоотношений – современность – перспективы».
От Харьковской епархии по благословению архиепископа Изюмского Онуфрия в работе конференции приняли участие преподаватели Харьковской Духовной Семинарии протоиерей Михаил Скорик и Ольга Тарасова.

На конференции были представлены духовные учебные заведения и высшие учебные заведения из Украины и России, а также известные научные центры: Национальный Киево-Печерский историко-культурный заповедник, Национальный научно-исследовательский институт украиноведения и всемирной истории, Национальная библиотека Украины имени В.И. Вернадского.


Открытие конференции состоялось в Актовом зале Киево-Печерской Лавры. На пленарном заседании выступили управляющий делами УПЦ архиепископ Белоцерковский и Богуславский Митрофан, ректор КДА и С архиепископ Бориспольский Антоний, архимандрит Климент, проректор КДА и С, и архимандрит Платон, профессор Московской Духовной Академии.

По окончании пленарного заседания работа конференции продолжилась в 7 секциях:

1. «Опыт святости в истории духовных школ»,

2. «Исторический путь киевских духовных школ»,

3. «Духовные школы: история и современность»,

4. «Проблемы духовного воспитания студентов»,

5. «Взаимодействие духовных и светских учебных заведений»,

6. «Богословие, философии и религиоведение: исторический опыт и проблемы взаимодействия».

7. «Студенческая наука в духовной школе».


img 3851 img 3852 img 3853


«Ценностные ориентации современной молодежи в православном мире» - доклад, озвученный Ольгой Тарасовой на секции «Проблемы духовного воспитания студентов».

“Наша молодежь любит роскошь, дурно воспитана, насмехается над начальством, не уважает стариков. Наши нынешние дети стали тиранами; они не встают, когда в комнату входит пожилой человек, они всегда перечат своим родителям”
Сократ, 400 лет до н.э. (1)


Подобные упреки в адрес молодежи звучат с практически незначительной интерпретацией в течение тысячелетий. Всё человечество обеспокоено своим будущим. Тысячи исследователей безуспешно бьются над решением вопросов: Где? Когда? Почему? человек впервые "свернул с пути истинного" и встал на ошибочный путь, однако, к сожалению, исчерпывающего ответа на этот вопрос пока не существует.(2)
Как сказал митрополит Иерофей (Влахос): "Современный человек, усталый и доведенный до отчаяния различными мучающими его проблемами, ищет успокоения, отдыха. По существу он ищет исцеления души, ибо именно в состоянии души, в буквальном смысле слова, заключается проблема. Человек переживает состояние "душевной депрессии".(3)
Надо заметить, что действительность сейчас отвергает прежние ценности, такие, как дружба, патриотизм, братство, которые превратились в нетерпимость, а иногда - национальную неприязнь; нравственная чистота, простота и скромность стали безнравственностью, карьеризмом и стремлением к обогащению, борьба с нарушителями дисциплины обернулась разгулом насилия, жестокости и попрания человеческого достоинства. И вот именно здесь главными выступают ценности Православия, ибо они представляют особый интерес в качестве идеалов, эталонов должного в различных сферах человеческой жизни. Они входят в психологическую структуру личности православного воцерковленного человека в форме личностных ценностей, являющихся одним из источников мотивации её поведения.
Иерархия личностных ценностей индивидуальна и служит связующим звеном между духовной культурой общества и духовным миром личности, между общественным и индивидуальным бытием. Личностные ценности, как правило, осознанны и отражаются в сознании в форме ценностных ориентаций, регулируют поведение людей в социуме. Ценностные же ориентации обнаруживаются в целях, идеалах, убеждениях, интересах личности.
Вот структура ценностей Православия, пронизывающая его, которая представлена преподавателями психологии, психологами-практиками и психотерапевтами Ульяновского государственного университета:(4)

img 3850




Главной ценностью (земного, человеческого плана), подчиняющей всю жизнь человека, является спасение - обретение человеком подобия Божия, "стяжание Духа Святаго", как учил преп. Серафим Саровский. Спасение понимается, прежде всего, как спасение от греха, болезни духа, подчинившей себе существо падшего человека. Избавление от греха, хотя и находится в воле Божией, "невозможное человекам возможно Богу" (Лк. 18:27), но также зависит и от воли человека, от его личного выбора, поскольку он обладает свободной волей по образу Божьему. И эта главная ценность человеческой жизни, спасение, подчиняет себе всё остальное - стремление к чистой, безгрешной жизни, добрые дела для окружающего мира и людей, соблюдение предписаний Церковного Устава об организации повседневной жизни человека.
Согласно определению свят. Феофана Затворника, целомудрие есть жизнь под руководством целостного, неповрежденного разума, под руководством даже не столько разума, а мудрости, проникающей во все области жизни человеческой. Митрополит Антоний Сурожский говорит о целомудрии так: «целомудрие заключается в том, чтобы, посмотрев на другого человека, увидеть в нем ту красоту, которую Бог в него вложил, увидеть образ Божий, увидеть такую красоту, которую нельзя замарать, увидеть человека в этой красоте и служить тому, чтобы эта красота все росла и ничем не была запятнана; целомудрие заключается в том, чтобы с мудростью хранить цельность своей души и души другого человека».
Категория смирения понимается как смирение перед Богом - открытость воле Бога о себе, "страх Божий", но не в смысле слепого ужаса, а особого, благоговейного отношения к Богу, к миру, который им создан. К категории «смирения» близко «смиренномудрие». «Смиренномудрие есть главным образом разумность. Гордость рождается в человеке от неведения самого себя и она растёт вместе с возрастом человека. Поэтому нужно каждого человека с мальства, прежде чем он познает что-либо другое, научать познать самого себя – из чего он есть, что он есть и чем покончит жизнь» - говорит преп. Симеон Новый Богослов. Противопоставлением же смиренномудрию являются тщеславие и гордыня.(5)
Нестяжание является исполнением заповеди "Не сотвори себе кумира..." (Исх. 20:3) и подразумевает разумное пользование благами жизни. При этом то, что обеспечивает и украшает наше существование, не должно ставится в душе на место Бога, "безумен есть тот, кто любит тварь больше Творца". И это правило жизни также базируется на доверии Богу, на благодарности ему за всё, что приносит жизнь - и за светлые, и за трудные времена.
Ценностями третьего уровня являются повседневные проявления жизни воцерковленного православного христианина. Таковыми являются послушание, частое пребывание в храме, память смертная, страх божий, пост, молитва, покаяние, мирное жительство, ответственность, хранение себя. Они чаще всего и заметны при наблюдении со стороны, и, как нередко кажется, составляют основу жизни в Православии. Особенность их в том, что они сами могут выступать в качестве ценностей, к ним стремятся, их трудно достичь. Начало жизни в Православии сопряжено с овладением ими, с достижением относительно стабильного «стояния» в них.(6)
Нам необходимо помнить, что всякий человек является личностью, несёт в себе оригинальное, уникальное, непохожее на других людей. И в этом есть его внутренняя красота – красота человека, изначально сотворённого в любви, человека, который именно в этой своей неповторимости может быть любим!(7)
Как же вернуть сегодняшнего молодого человека к культуре, к классическому искусству, к мыслям о духовном, к стремлению обретения в себе духовного? Это и есть проблемы, которые сегодня встают перед нами и всеми теми, кто душою и сердцем болеет за происходящее в нашем мире.(8)
Современным священнику, психологу и педагогу очень трудно уловить и понять глубинные течения и движения, происходящие в человеке. И тяжелее всех приходится первому, ибо, как сказал архимандрит Платон (Игумнов), профессор Московской Духовной Академии, «священник – это личность, которая наделена определенными полномочиями сакрального характера; личность, которая облечена Божественной властью и является проводником Божественной воли в земной человеческой жизни. Могут и психологи оказывать помощь человеку, но она не включает в себя элемента благодатного, Божественного характера – такую помощь человеку может оказать только священник».(9)
Именно благодаря помощи священнослужителя человек может построить свою жизнь на крепком духовном основании и в соответствии с традиционными ценностями, способен в трудное время удержать себя от уныния и мужественно все преодолеть. Только свет Божественной истины, запечатленный в жизни святых и отраженный в их вдохновенных сочинениях, может вывести человека из современной неопределенности и растерянности. Ничто не заменит ему слово Божие, которое «живо и действенно» (Евр. 4,12), и которое Сам Бог вручил человечеству как указатель во временном земном странствовании на пути к вечности. Православная Церковь призвана донести до общества слово духовно-нравственного просвещения. Ее голос необходимо услышать и понять, ибо этот голос звучит во исполнение богозаповеданной миссии - «идти и научить» (Мф. 29,19). Тот, кто хочет его услышать, и кто открывает свое сердце для научения Истине, тот становится подлинно образованным человеком и причастником вечной блаженной жизни уже на земле. (10)
-------------------------

1 Цитаты великих. http://www.epwr.ru/quotation/txt_375_6.php
2 Особливості соціально-психологічної та правовиховної роботи з неповнолітніми та молоддю, які перебувають в місцях позбавлення волі / Укладачі: володарі гранту Президента України Куліш Ю.С., Дегтяр О.О. – Х., 2005.
3 Православная психотерапия. Святоотеческий курс врачевания души/ Митрополит Иерофей (Влахос): Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2005
4 Православная психология и проблемы современного человека: Межвуз. сб. науч. тр./ Под ред. Е.А. Ходыревой. – Ульяновск: УлГУ, 2001. с. 24.
5 Православная психология и проблемы современного человека: Межвуз. сб. науч. тр./ Под ред. Е.А. Ходыревой. – Ульяновск: УлГУ, 2001. – 250 с.
6 Православная психология и проблемы современного человека: Межвуз. сб. науч. тр./ Под ред. Е.А. Ходыревой. – Ульяновск: УлГУ, 2001. – 250 с.
7 Обрести себя. Свящ. Анатолий (Гармаев): Спасо-Преображенский Мгарский монастырь, 2002, с. 22.
8 Там же, с. 28.
9 Русская неделя. Архимандрит Платон (Игумнов) «Священник должен появляться там, где его ждут» http://www.russned.ru
10 Еп. Тамбовский и Мичуринский Феoдосий Христианские ценности в образовании по творениям святых отцов. http://www.eparhia-tmb.ru/archierey/trudy-vladyki/xristianskie-cennosti/

Тарасова Ольга Александровна
преподаватель «Психологии» и «Психологии сектантства»
Харьковской Духовной Семинарии

 
технические вопросы
вход
Логин:
Пароль:
Вход
Харьковская епархия © 2009–2017
OrthodoxDesignStudio © 2009–2017