twitterВконтактеrss

Яндекс.Метрика
Православная семья в современном обществе
26 марта 2012

Потребность людей иметь семью и жить в семье есть фундаментальная особенность человека – такая же, как разум и религиозность.
Святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский, говорил, что Бог, сотворив Адама и Еву, вверил им дальнейшее произведение людей на свет – как продолжение Своего творческого действия.
«Какой великий дар!» – восклицает святитель и дальше говорит о том, что этот дар дан человеку вместе с даром естественной взаимной любви, которым от рождения наделены и родители, и дети.
Именно поэтому отсутствие любви между супругами, а также отсутствие любви к детям «есть глубоко низкий, противоестественный порок».

Впрочем, и родительская, и супружеская любовь становится истинной добродетелью только тогда, «когда её возвышает соединённое с нею самоотвержение и самопожертвование».
Только такая любовь делает брак крепким и неразрушимым. И только тогда христианская семья становится вместилищем божественной любви – домашней церковью.

Семья, как домашняя церковь, является единым организмом, члены которого живут и строят свои отношения на основе закона любви.
Опыт семейного общения научает человека преодолению греховного эгоизма и закладывает основы здоровой гражданственности.

Роль семьи в становлении личности исключительна.
Атмосфера семьи оказывает доминирующее влияние на формирование душевного образа ребёнка.
Дети, выросшие в атмосфере любви, несут эту любовь в себе и дальше, создавая свои семьи и этой любовью наполняя землю. А любовь – есть единственная творческая созидательная сила.

Таким образом, семья создана Богом как источник любви и творческой силы для ВСЕГО человечества и призвана к тому, чтобы этим источником быть.

Живая преемственность поколений, начинаясь в семье, обретает своё продолжение в любви к предкам и к своему Отечеству, в чувстве сопричастности к истории своего народа.
Именно поэтому семью не могут подменить никакие иные социальные институты.

И именно поэтому столь опасно разрушение традиционных связей родителей с детьми.

В настоящее время понятия «брак» и «семья» в представлении различных социальных групп имеют такой смысл, который люди прошлых эпох сочли бы просто абсурдным.
Решение Священного Синода УПЦ о необходимости создания Епархиальных отделов по делам семьи вызвано катастрофическим состоянием современной семьи, в том числе – и православной.

На смену традиционной модели брака приходят новые формы: «пробный брак», гражданский, «свободные отношения» и т.д.
По официальной статистике, 7 из 10 заключённых браков распадаются в первые пять лет совместной жизни.

Острую тревогу вызывает душевное и духовное здоровье современного украинского общества.
Информационный бум, агрессивное навязывание ценностей поп-культуры и культ потребительства способствуют формированию у людей антисемейных установок.
Идеология общества потребления стремится к вымыванию в общественном сознании традиционных духовных ценностей, объявляя их устаревшими.
Всё больше людей ведут раннюю и беспорядочную половую жизнь, не хотят создавать семьи и иметь детей, легко идут на разрушение семьи, ведут нездоровый образ жизни.
Как следствие – ужасающая статистика, касающаяся снижения рождаемости, количества абортов, росту внебрачной и подростковой рождаемости, увеличения количества венерических заболеваний, роста неполных и, так называемых, проблемных семей, увеличения преступлений на семейно-бытовой почве, самоубийств.

Исторически традиционные для нашего народа духовные добродетели всё чаще становятся предметами шуток и подвергаются глумлению.
Женщины и мужчины, юные и пожилые учатся подавлять стыд и всячески попирать скромность.
Девство и целомудрие спешат растлить или всячески скрыть, как признак «несовременности».
Постепенно угасают в народном сознании настоящие представления о любви и самопожертвовании, о чести и достоинстве, об ответственности, о почитании старших и патриотизме.
Ещё более неведомыми становятся эти понятия для подрастающего поколения, которое зачастую некому наставить на путь истинный – «наставники» сами пребывают в глубоком заблуждении и неведении.

Совершенно очевидно, что процесс духовного становления семьи необходимо вернуть в традиционное православное русло.

Однако в настоящее время довольно редко можно встретить идеальную православную семью.
Информационные технологии сегодня настолько изощрённы, что порой влияют также и на людей, достаточно сильно укоренённых в вере.
Во многих православных семьях возникают тяжелые конфликтные ситуации, связанные с воспитанием детей, отношениями между супругами или между поколениями и т.д.
В семьях, где один из супругов исповедует Православие, а другой – иную религию или остаётся атеистом, нередко происходят трагедии.
В среде православных родителей рождаются мучительные вопросы, разрешить которые самостоятельно им не под силу.
Поэтому в настоящее время назрела насущная необходимость в создании особого церковного органа, который оказывал бы помощь православным семьям.
Причём, основная деятельность этого органа велась бы по приходам, которые призваны стать местом встречи, центром духовной жизни и социальной активности людей.

«Приход должен стать центром христианской социальной активности в данной местности.
Ибо приход – это, прежде всего, общность верующих людей. И если эта общность не формальна, то на её основе обязательно зародятся и будут развиваться различные инициативы социального служения.
И потому одна из главных задач Церкви сегодня – объединить людей в рамках прихода, чтобы и помимо участия в уставных богослужениях люди могли встречаться и совместно трудиться»
(Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл).

Таким образом, литургическое общение православных семей может найти своё продолжение в жизни прихода, в котором должна постоянно действовать ячейка Епархиального органа – Отдела по делам семьи, куда могли бы обращаться и включаться в его деятельность члены православных семей.

В конечном итоге, благодаря деятельности Епархиального отдела по делам семьи и его ячеек на местах, православные семьи должны чувствовать поддержку и черпать силы для активной созидательной деятельности.

К сожалению, сегодня в Украине действует множество общественных организаций, спонсируемых иностранными фондами, которые разрушают традиционные ценности нашего народа.
Эти организации зачастую носят откровенно феминистический и гомосексуальный характер, или, выступая в защиту широко понимаемых и свободно толкуемых «прав человека», продвигают разврат и извращения на государственном уровне.
Своей деятельностью и шумихой в СМИ они пытаются создать видимость широкой общественной поддержки и таким образом влиять на власть.

Практически всегда их деятельность направлена против исторических традиций украинского народа, против его нравственных устоев, против Церкви.
Об этом свидетельствует акция 8 марта 2012 года в Киеве, которую провели представители так называемого ЛГБТ-сообщества Украины (лига лесбиянок, гомосексуалистов, бисексуалов и трансвеститов).
Содомиты, охраняемые плотным кольцом милиции, свободно и безнаказанно прошли маршем под стенами Софийского собора, скандируя лозунги: «Церковь, государство - хватит оправдывать насилие!», «Ныне и присно и вовеки веков - феминизм!», «За сексуальное образование!», «Моё тело - мой выбор!», «Мракобесию нет, даёшь секспросвет!», «Вон все патриархаты!», «Церкви и государству пора жить порознь!»…
Или запланированный на май гей-парад в центре Киева – в рамках международного форума «Киев-Прайд 2012», приуроченный открытию чемпионата Европы по футболу.

Что бы защитить общество от подобной деградации необходимо организованное противодействие подобным явлениям, что возможно только с помощью соответственного общественного движения в защиту традиционных ценностей.
Реально заниматься защитой нравственных устоев могут только православные люди, так как они являются носителями истинных ценностей и более чем кто-либо понимают важность сохранения традиционных нравственных ценностей и норм.

Прихожане, объединившись, смогут более активно участвовать в общественной жизни, защищая свою семью, свою церковную общину, и, в конечном итоге, сдерживая общественную деградацию – в соответствии с заповедью Христа быть «солью земли» и «светом миру» (Мф. 5, 13-14), выполняя желание Спасителя, изреченное Им в Его Первосвященнической молитве: «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе» (Ин. 17, 21).

Посильное участие в родительском Движении Украины позволит православным родителям эффективно сотрудничать с общеобразовательными и другими светскими учреждениями и выстраивать с ними работу по линии общественной деятельности, что поможет оздоровить ситуацию как в отдельно взятом регионе, так и в государстве в целом.


Иерей Александр Каневский,
руководитель Отдела по делам семьи Харьковской епархии,
сотрудник Синодального отдела религиозного образования, катехизации и миссионерства,
член Общественного Совета при МОНМС Украины
 
технические вопросы
вход
Логин:
Пароль:
Вход
Харьковская епархия © 2009–2017
OrthodoxDesignStudio © 2009–2017