twitter.rss

Христианские ценности как основа устойчивой семьи
20 марта 2012
Доклад православного психолога, аспирантки ХНУ им. В. Н. Каразина Юлии Хворост, озвученный 14 марта на секционном заседании студенческой конференции «Европейские и традиционные украинские ценности глазами современной украинской молодежи».

В настоящее время происходит размывание и разрушение системы традиционных ценностей и нравственных идеалов. Такая традиционная ценность и одна из первоочередных задач, характерных для периода молодости, как создание семьи, отходит на задний план. Распространенное среди современной молодежи поверхностное отношение к жизни и к браку привело к тому, что институт семьи на сегодняшний день находится в критическом положении.
Как говорил митрополит Антоний Сурожский: «Брак – чудо на земле. В мире, где все и вся идет в разброд, брак – место, где два человека, благодаря тому, что они друг друга полюбили, становятся единым, место, где рознь кончается, где начинается осуществление единой жизни. И в этом самое большое чудо человеческих отношений» [1, с.11].
Бесспорно, основой брака является любовь. Как говорил А. П.Чехов «В семейной жизни самый важный винт — это любовь». Но в настоящее время слово «любовь» стало так часто употребляться в обыденности, что мы перестали понимать его истинный смысл. В современно мире любовь все чаще отожествляется со страстью, влюбленностью. Но ни страсть, ни влюбленность не может стать основанием крепкой счастливой семьи.
Чувство влюбленности эгоистично, другой человек нужен не сам по себе, а его отдельные качества: привлекательная внешность, фигура, блистательный ум, положение в обществе и т.д. Такое чувство ненадежно, т.к. можно довольно быстро лишиться красоты, положения и даже ума. Влюбленность возникает быстро и характеризуется пылкостью чувств. Но, как писал Николай Васильевич Гоголь: «Глубина переживания, внутренняя сила чувств никак не зависят от силы их внешнего проявления». Иллюстрацией тому является его рассказ «Старосветские помещики». Истинное чувство, выглядит тихо, скромно, неприметно. А внешняя пылкость скорее свидетельствует о недостатке внутреннего переживания.
Страсть – это желание обладать другим человеком. Страстное влечение крайне непостоянно. Разочаровываясь в объекте своих чувств, человек сравнительно легко расстается с другим. Расставание часто доводит «оставленного» до глубокой грусти и отчаяния и может привести к непредсказуемым и трагическим последствиям.
Истинная любовь рождается уже в браке и взращивается в течение 5-7 лет совместной жизни[8]. Главной характеристикой любви является жертвенность. Ценность жертвенной любви в настоящее время вытесняется эгоцентрическими ценностями потребления и удовольствия. Современная молодежь довольно часто основную ценность брака видит в счастье, как неизменной данности. Молодые люди воспринимают брак как способ получения счастья от другого человека. Но для того, чтобы построить крепкую семью, у супругов должна быть установка на любовь как задание, а не данность. Ведь любовь – это тяжелый ежедневный труд. Но, вместе с тем, как пишет в своем дневнике императрица Александра Федоровна: «Тяжелая работа, трудности, заботы, самопожертвование и даже горе теряют свою остроту, мрачность и суровость, когда они смягчены нежной любовью, так же, как и холодные, голые, зазубренные скалы становятся прекрасными, когда дикие лозы обвивают их своими зелеными гирляндами, а нежные цветы заполняют все углубления и трещины» [5].
В семье таинственным образом два человека постепенно становятся единым целым, создают общее «мы», не переставая при этом быть двумя уникальными личностями [1, с.11]. Это одна из главных задач брака. И справиться с ней невозможно, не жертвуя своими интересами ради общесемейных. Семью можно образно представить как двух людей, связанных между собой. Если каждый будет тянуть в свою сторону, то они не смогут сделать и шага вместе. Либо люди учатся идти вместе, жертвуя какими-то своими интересами, желаниями, подстраиваясь друг под друга. Либо разрывают нити, их связывающие.
Традиционной семейной ценностью является и рождение детей. Издавна дети считались Божьим даром и благословением семьи. Отсутствие же детей было большим горем для супругов. Упоминание об этом мы встречаем в Ветхом Завете (например, в повествовании о Елизавете и Захарии, благочестивых родителях Иоанна Крестителя), а также в русских народных сказках («Снегурочка», «Липунюшка» и др). Сейчас же значительная часть молодых супругов откладывают рождение детей, мотивируя это материальным неблагополучием, психологической неготовностью стать отцом и матерью и, все чаще желанием «пожить для себя». За причиной «пожить для себя» стоит нежелание жертвовать собою ради другого, пусть и совсем маленького человека.
Традиционно нашим семьям была свойственна многодетность. В современной семье, как правило, растет только один ребенок. Он обычно окружен усиленным вниманием взрослых, семья «вертится» вокруг него, выполняя все его возникающие желания. Если в многодетной семье дети учатся находить общий язык, заботиться друг о друге, делиться, подстраиваться друг под друга – качествам так необходимым в семейной жизни – единственный ребенок, как правило, лишен этого бесценного опыта.
Православный психологи и педагог Шишова Т.Л указывает на повышенную ревнивость и несамостоятельность таких детей, неспособность на смелые, решительные поступки [7, c.118]. По словам психолога И.Ф. Дементьевой: «Зачастую, семья, созданная такими детьми, потенциально нестабильна, так как основывается на эгоистических принципах… Взаимные отношения в такой семье строятся прежде всего с учетом своих собственных желаний и интересов» [2, c. 13]. Автор указывает также и на тот факт, что как раньше многодетность служила стабилизирующим фактором, так и сейчас «семьи с двумя и более детьми приходят к разводу значительно реже однодетных» [2, c. 14]. Несмотря на то, что большинство современных семей однодетные, наблюдается положительная тенденция: все больше и больше семей решаются на рождение второго ребенка.
Нерасторжимость семейных уз также является важной традиционной ценностью. Отсутствие данной направленности у супругов приводит к отсутствию полного доверия друг другу, усилению страха, что вторая половина разлюбит, изменит, покинет.
Традиционно в семье было соподчинение. Главой семьи, является муж, а жена – его помощницей. Быть главным не значит позволять себе грубо обращаться со своей женой и детьми, делать что вздумается. Быть главой значит брать на себя ответственность за семью, быть защитником, кормильцем. Супруг, исполняя нравственный закон, данный Богом, подает пример своей жене и детям. Когда жена слушается мужа, у детей постоянный пример послушания перед глазами. Если же семейная иерархия нарушается: муж перестает слушать Бога, а жена – мужа, дети перестают слушать и уважать отца и мать [3].
Главной задачей жены в семье является устроение семейного быта, создание благоприятной эмоциональной атмосферы, рождение и воспитание детей. Если женщина, осознанно или не осознанно, берет на себя не свойственную ей роль лидера, происходит следующее: она меняется, теряет свою женственность, становится мужеподобной. Мужчина же, в свою очередь, теряет свою мужественность. Т.к. в семье муж и жена подобны сообщающимся сосудам. Чем менее женственна жена, тем менее мужественным становится муж.
Как пишет императрица Александра Федоровна: «В каждом доме бывают свои испытания, но в истинном доме царит мир, который не нарушить земным бурям. Дом – это место тепла и нежности» [1, с.11].
Семью возможно вывести из кризиса только путем возрождения в мировоззрении нашей молодежи традиционных духовно-нравственных ценностей и идеалов.
Как сделать это практически? Несмотря на то, что основное влияние на формирование мировоззрения человека оказывают родители, мы видим необходимость проведения бесед со старшеклассниками о браке и семейной жизни. Крайне полезно было бы снова ввести в школах такой предмет, как «Этика и психология семейной жизни», который помог бы молодым людям построить верные представления о семье и браке и показал, что настоящая любовь и верность существуют и в современном мире.

Литература:
1. Антоний (Блум), митрополит Сурожский. Брак и семья. – Киев: «Послушник». 2011. – 352с.
2. Дементьева И.Ф. Первые годы брака: Проблемы становления молодой семьи / Отв.ред. И.В. Бестужев-Лада. – М.: Наука, 1991. – 112с.
3. Крыгина Н., монахиня. Цикл передач на семейную тему: аудио материалы // dusha-orthodox.ru
4. Культура семьи: Учебное пособие / Сост.: Н.Г. Храмова, Г.Г. Алексеева, А.А. САраева. – Кострома: ГОУВПО КГУ им.Некрасова, 2005. – 208 с.
5. Императрица Александра Федоровна. Слова о любви / Сост.: Марченко В. И. , Малягин В. Ю. – «Даниловский благовестник», 2006.
6. Морозова Е.А. Гармония в семье и браке: духовные и психологические аспекты: семья глазами православного психолога. − Самара: СамГАПС, 2006. − 400с.
7. Шишова Т.Л. Чтобы ребенок не стал трудным. – Клин: «Христианская жизнь», 2011. – 575 с.
8. Шугаев И., свящ. Брак, семья, дети. «Талдом», 2002. – 128с.
 
технические вопросы
вход
Логин:
Пароль:
Вход
Харьковская епархия © 2009–2017
OrthodoxDesignStudio © 2009–2017