Положение о гербе Харьковской епархии Украинской Православной церкви
1. Герб Харьковской епархии Украинской Православной церкви – это символ, официальная эмблема епархии, в которой отображена ее история и традиции.
2. Герб Харьковской епархии Украинской Православной церкви являет собой щит овальной формы, который рассечен и пересечен (четверочастный). Поле правой стороны – зеленое (в церковной православной символике зеленый цвет напоминает о зеленой мантии – одном из знаков патриаршего достоинства; в нашем регионе этот цвет используется в гербах города и области), поле левой стороны – лазоревое (синее), которое символизирует цвет митрополичьей мантии. Суженные столб и пояс образуют центральный крест. Щит окаймлен золотой каймой. В первой части щита помещен нательный мраморный крест, найденный на Донецком городище. Во второй части щита изображена виноградная лоза – древний христианский символ (кисть винограда содержит 27 ягод, по числу районов современной Харьковской области). В третьей части изображен белый восходящий орел (фронтально, распростершим крылья, голова повернута геральдически вправо) – символ родового герба первого епископа Слободско-Украинского и Харьковского Христофора (Сулимы; + 1813). В четвертой части щита изображен омофор, поскольку церковно-административный и исторический центр Харьковской епархии находится в Свято-Покровском монастыре. В качестве навершия выступают архиерейская митра, а также верхние части архиерейского жезла и запрестольного креста. По сторонам от щита стоят фигуры харьковских святых – святителя Мелетия и священномученика Александра, которые символизируют более чем двухвековую историю епархии. На девизной ленте пурпурного цвета имеется девиз «Вера и разум», а также обозначение кириллицей даты – 1799 – год учреждения Харьковской епархии. Лента обрамляет лавровые и дубовые ветви.
3. Эталонный образец герба с его описанием находится в Харьковском епархиальном управлении УПЦ (оригиналы утвержденного герба хранятся в Церковно-историческом музее).
4. Герб может размещаться на бланках деловых бумаг, на зданиях и сооружениях, при праздничном оформлении и изготовлении рекламной и сувенирной продукции по благословению правящего архиерея. Разрешение или письменный отказ с указанием ее причины выдается в течение одного месяца с момента подачи заявления.
Герб утвержден митрополитом Харьковским и Богодуховским Никодимом 24 марта 2011 г.
Церковная геральдика появилась в Европе в 13 веке. Это было связано с обязательным использованием епископами печатей. Первоначально на печатях изображались святые и епископы, но затем стали использоваться символы — митры, кресты, посохи. В 17 в. происходит систематизация символов. В настоящее время геральдика наиболее распространена в Западной церкви, где практически все епископы имеют гербы, в меньшей степени — у англикан, лютеран, униатов (в последние годы – очень активно) и православных (активнее, например, в сербской церкви). Православная геральдика в Русской Православной церкви начала активно разрабатываться в последние годы при Святейшем Патриархе Алексие ІІ. (См.: http://alive-heraldry.narod.ru/churchheraldry.htm)
Появление гербов в Восточной Европе – явление более позднее. Можно выделить раннегеральдический (XIV – XVII вв.) и позднегеральдический (XVIII – XX вв.) периоды. В основном интенсивное герботворчество происходило на позднем этапе. А церковной геральдики долгое время вообще не было (был специальный запрет Петра 1). Можно сказать, что это явление последних лет. Безусловно, можно спорить о необходимости гербов для церковнослужителей (особенно монахов), но, что касается, территориальной геральдики (гербов епархий), то, полагаем, это веление времени. Наш город и область имеют гербы, к которым привыкли не только харьковчане, они уже давно узнаваемы жителями других городов и областей Украины. Такого рода символы способствуют росту регионального патриотизма, консолидируют общественное сознание.
Блазон – словесное описание герба.
1. Щит. Овальной формы (условное название «итальянский»). Такой щит используется, как правило, духовными особами. Щит рассечено-пересеченный или четверочастный. Деление щита образует центральный («прямой» или «геральдический») крест из суженных столба и пояса. Щит имеет золотую кайму. Поле щита имеет два цвета (или эмали/финифти). Поле правой стороны (а в геральдике правая и левая сторона определяются по отношению к «несущему щит») – зеленого цвета (в церковной православной символике зеленый цвет напоминает о зеленой мантии – одном из знаков патриаршего достоинства; напомню, что первоначально до 1667 г. церкви и монастыри Слободской Украины входили в состав Патриаршей области; в нашем регионе этот цвет используется в гербах города и области); и голубого/синего цвета (в геральдике обозначает величие, красоту, чистоту, милосердие; в церковной – цвет митрополичьей мантии).
2. Части щита. Первая часть щита. На ней изображен нательный мраморный крест, который был найден при раскопках древнеславянского города Донца (ныне Донецкое городище входит в южную окраину города Харькова). Впервые город Донец упоминается в Ипатьевской летописи под 1185 г., а известность приобрел благодаря упоминанию в «Слове о полку Игореве» (здесь остановился князь после бегства из половецкого плена). Город Донец был разрушен во время монголо-татарского нашествия в ХІІІ веке. Очевидно, что именно здесь постоянно проживало славянское население, которое приняло христианство. Почетный гражданин г. Харькова, известный археолог, исследователь Донецкого городища проф. Б.А. Шрамко, еще в 1962 г. писал: «У местных жителей было широко распространено христианство, как и в других местах Киевской Руси, поэтому на Донецком городище часто попадались бронзовые крестики, а также крестики, вырезанные из мрамора, янтаря, даже мела». Данный крестик хранится в Музее археологии и этнографии Слободской Украины ХНУ имени В.Н. Каразина. Вторая часть щита. На ней изображена виноградная лоза – древний христианский символ, о котором упоминается еще в Ветхом Завете. Одно из символических именований Господа нашего Иисуса Христа – Лоза Истинная, основанное на словах Евангелия от Иоанна (Ин.15,1; 15,5). Виноградная лоза помещена также на гербе города Изюма, где в 2000 г. была восстановлена викарная кафедра Харьковской епархии и где хранится единственная уцелевшая после гонений на Церковь в ХХ веке сугубо чтимая епархиальная святыня – чудотворная Песчанская икона Божией Матери, почитание которой было установлено святителем Иоасафом (Горленко; +1754), епископом Белгородской епархии, в состав которой с 1667 до 1799 г. входила территория современной Харьковской епархии. Количество ягод на виноградной грозди (27) соответствует числу районов современной Харьковской области. Третья часть щита. На ней изображен белый восходящий орел (фронтально, распростершим крылья, голова повернута геральдически вправо). Орел – символ власти. Напомню также, что с орлом в иконографической традиции изображается святой апостол и евангелист Иоанн Богослов – покровитель митрополита Харьковского и Богодуховского Никодима, домовой церкви Резиденции харьковских архиереев и Харьковской Духовной семинарии. В данном случае, он также напоминает нам о родовом гербе первого слобожанского архипастыря – епископа Слободско-Украинского и Харьковского Христофора (Сулимы; + 1813). На родовом гербе изображался черный орел на желтом фоне, но на приветственных адресах преосвященному Христофору начала ХІХ в., составленных учениками Харьковского коллегиума, был изображен именно белый орел на синем фоне (ныне эти материалы хранятся в ЦНБ ХНУ имени В.Н. Каразина). Четвертая часть щита. На ней изображен омофор (в переводе с греческого – наплечник) – это часть архиерейского облачения, которая возлагается на плечи епископа и напоминает, что он должен заботится о спасении заблуждающихся подобно евангельскому пастырю, который, отыскав пропавшую овцу, несет ее домой на своих плечах. Использование этого символа связано еще и с тем, что церковно-административный и исторический центр Харьковской епархии находится в Покровском монастыре. Обитель посвящена одному из особо почитаемых в Украине церковных праздников – Покрова Богородицы. На иконах Божия Матерь изображается держащей в руках омофор, воплощающий веру в то, что Пресвятая Богородица приняла Святую Русь под Свой покров. История святынь Харьковской епархии – тому яркое подтверждение. Сугубо чтимые иконы на Слобожанщине – Озерянская, Песчанская, Елецкая – богородичные.
3. Навершие щита. Щит увенчан архиерейской митрой – особым головным убором архипастыря. За более чем 200-летнюю историю епархию во главе ее стояли 29 архипастырей. Среди них были такие выдающиеся церковные деятели, проповедники и богословы как святитель Филарет (Гумилевский), Макарий (Булгаков), Антоний (Храповицкий). В этом же ряду наш владыка Никодим (Руснак). Редкая епархия имеет стольких владык, причисленных к лику святых: Мелетий (Леонтович), Константин (Дьяков), Анатолий (Грисюк), Иннокентий (Летяев), Иннокентий (Тихонов), Александр (Петровский). Как часть навершия выступают также верхние части архиерейского жезла и запрестольного креста. Жезл является символом апостольской преемственности. В данном случае изображен жезл (в виде двух змей, которые извиваются вверх и являются напоминанием о словах Пастыреначальника-Христа: «Будьте мудры, как змеи»). Такой внешний вид жезла получил распространение в XVI – XVII ст., когда началось заселение земель Слобожанщины украинскими казаками.
4. Щитодержатели. По сторонам от щита стоят фигуры харьковских святых – святителя Мелетия и священномученика Александра, которые символизируют более чем двухвековую историю епархии. Святитель Мелетий (Леонтович) прославился как великий бессребренник и молитвенник. Он управлял Харьковской епархией с 1835 по 1840 г. Еще при жизни он проявлял особые дары Божией благодати. В 1948 г. по благословению Святейшего Патриарха Алексия І мощи святителя Мелетия были перенесены в Благовещенский собор, где были помещены в его левом приделе. Около усыпальницы происходило немало чудесных явлений, что стало, среди прочего, основанием в 1978 г. для причисления Мелетия к лику местночтимых святых. И в этом небывалом для советского периода событии была заслуга архиепископа Харьковского и Богодуховского Никодима и приснопамятного митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова). Тогда же владыка Никодим написал службу и акафист Святителю Мелетию. Владыка Александр (Петровский) управлял Харьковской епархией в конце 1930-х годов. В 1938 г. 87-летний архипастырь был арестован и в 1940 г. умер в тюремной больнице. В 1993 г. по ходатайству митрополита Никодима он был реабилитирован и в том же году вместе с другими новомучениками Слободского края был канонизирован. В настоящее время его мощи также покоятся в Свято-Благовещенском соборе. А недавно в г. Харькове был освящен в его честь великолепный храм и установлен памятник.
5. Девизная лента пурпурного цвета, на ней девиз «Вера и разум», а также обозначение кириллицей даты – 1799 – год учреждения Харьковской епархии. Лента обрамляет лавровые и дубовые ветви (напомним, что лавр символ славы, а дуб – силы, мужества). Девиз «Вера и разум» символичен не только сам по себе, но и напоминает о названии первого в Российской империи богословско-философского альманаха, который начал издаваться именно в Харькове в 1884 г. по благословению архиепископа Харьковского и Ахтырского Амвросия (Ключарева). Как мы знаем, в год Всемирного юбилея – 2000-летия Рождества Христова – ревностными трудами митрополита Никодима журнал был возрожден.
Авторы – разработчики: проф. Посохов С.И., проф. Куделко С.М., протодиакон Максим Талалай, главный художник г. Харькова Дуденко С.И., Мироненко Г.И.