twitter.rss

Роль богослужения в реализации катехитической миссии Церкви
21 мая 2010
Доклад, зачитанный на торжественном акте Харьковской Духовной Семинарии 21 мая 2010 г.

"Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа" (Мф. 28, 19). Такими словами Господь Иисус Христос призывает Церковь к возвещению о приближении Царства Божия к каждой душе человеческой. Этот призыв продолжает звучать и сегодня. Несмотря на внешне благоприятные условия существования Церкви, на свободное исповедание человеком любых религиозных убеждений, и несмотря на то, что бо́льшая часть наших сограждан считают себя православными христианами, необходимость проповеди истинной веры во Христа и воспитания людей в христианской нравственности является очевидной.
Катехизаторская деятельность может осуществляться в нескольких направлениях. Проведение бесед, издание книг и брошюр, производство аудио и видеоматериалов, раскрывающих и объясняющих вероучение Церкви, будут важным подспорьем для тех, кто ищет истинного и разумного поклонения Богу. Если мы обратимся к истории развития катехизации, то заметим значительную роль в этом деле богослужения. Православное богослужение всегда было центром, в котором осуществлялась и к которому была направлена катехизация.
Святые апостолы понесли слово Божие во все стороны современного им культурного мира. В каждую новосозданную общину апостолами поставлялся пресвитер, который вел вверенную ему церковь ко спасению. Известно, что уже в апостольские времена христианское богослужение было подчинено определенным правилам и порядкам, о чем свидетельствуют слова апостола Павла: «всё должно быть благопристойно и чинно» (1 Кор. 14, 40). Одним из основных заданий богослужения было научение людей истинной вере и правилам благочестия. Тот же апостол призывает непрестанно поучаться, «назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу» (Еф. 5, 18-19). Учительная роль богослужения явно прослеживается в этих словах. Можно обратить внимание здесь на характер познания: вместо сугубого интеллектуализма, присущего современному научному способу постижения мира, наблюдается цельное участие сил человека в стремлении к познанию Бога.
В период гонений на христиан во II – III веках школа катехизации усиливается, приобретает систематические очертания. Условия, в которых существовала Церковь, предполагали строгий отбор и качественную подготовку желающих стать христианами. Даже просто катехуменом, то есть готовящимся ко Крещению, человек мог стать в том случае, если он зарекомендован и приведен кем-либо из христианской общины, если не занимается какой-либо греховной профессией. Разница в положении оглашенных по сравнению с полноправными членами общины подчеркивалась тем, что кандидаты должны были молиться отдельно от верных, а во время богослужебных собрания они, согласно святому Ипполиту Римскому, «не дают друг другу лобзание мира, ибо их лобзание еще не свято»[1]. На оглашенных возлагались руки и читались особые заклинательные молитвы. Катехизация длилась около трех лет, после чего катехумены испытывались, и достойные были крещаемы.
С IV века после Миланского эдикта 313 года положение христиан меняется. Язычники приходят к пониманию, что императорское благоволение к христианам можно использовать для личной выгоды. В Церковь вливается большой поток людей, часть которых ищет не столько Христа, сколько достижения своих земных целей. Срок катехизации постепенно сокращается до длительности Великого поста. Великопостное богослужение по сей день сохранят следы проводившихся оглашений, например, паремии из книг Бытия, Пророка Исаии, Премудрости Соломона, добавление в Литургии Преждеосвященных Даров ектении «о иже ко Просвещению». Оглашенные участвовали в молитвах Божественной Литургии до призыва «изыти» из храма. Они слушали Апостольские и Евангельские чтения и после них разъяснительную проповедь, которая тогда бывала довольно продолжительной. Крещение обычно совершалось на Пасху или в Великую Субботу, о чем, в частности, свидетельствует использование в богослужении этих праздников пение «Елицы во Христа крестистеся» вместо обычного «Трисвятого».
К концу V – началу VI века с укоренением христианства в Византийском государстве и учащением крещения младенцев институт катехизации постепенно начинает исчезать. Ориентированный на сознательную подготовку ко крещению взрослых, в такой изменившейся ситуации он как особый институт, очевидно, не мог существовать в том же объеме, как и раньше.
Современное церковное и «околоцерковное» общество имеет свои характерные черты, которые должны учитываться в разработке стратегии катехизации. В богослужебной жизни Церкви активное участие принимает примерно около 1% наших сограждан, из которых далеко не все обладают хорошими знаниями в области православного вероучения. Остальные граждане либо обращаются в Церковь по потребности, то есть для Крещения, Венчания, погребения, освящения, либо относятся к Церкви безразлично, а то и враждебно. Видимо, катехизаторская деятельность может разделяться на два слоя: для постоянных прихожан и для людей, обращающихся в Церковь по потребности. Проповедь для остальных людей, никак не относящих себя к Церкви, скорее может быть отнесена к области апологетики и имеет свои особенности. Учитывая всё ускоряющийся темп жизни и всё увеличивающуюся занятость людей катехитическое научение должно осуществляться хотя бы во время встречи с людьми на церковных и частных богослужениях.
Православное богослужение обладает большим богословским потенциалом. В нем изъясняется Священное Писание, раскрываются православные догматы, преподносятся примеры жизни святых во Христе, излагаются нравственные нормы христианской жизни. Все эти стороны скрепляются общим молитвенным устремлением Церкви христиан к Божественному совершенству. Богослужение ориентировано на укрепление и углубление в людях веры и благочестия через вовлечение всех душевных сил человека в стремление к познанию Бога. Если бы человек в течении богослужебного года воспринимал и сохранял в уме и сердце то, что содержится в богослужебных книгах, то его богословские знания постоянно бы расширялись и углублялись. Однако есть и определенные сложности восприятия людьми этого богатого духовного содержания.
Во-первых, для человека нецерковного составляет сложность церковно-славянский язык. Это не значит, что богослужение необходимо перевести на русский или украинский язык для удобства его понимания. Перевод может много утратить в художественном и содержательном отношении, а богословская терминология все равно будет затруднять понимание. Скорее здесь необходимо постоянное разъяснение смыла церковно-славянских текстов. Много пользы для понимания языка приносит вдумчивое домашнее чтение молитв, псалмов, поиск перевода непонятных слов и выражений.
Во-вторых, далеко не всегда в храме можно услышать четкую дикцию в чтении и пении богослужебных текстов. Акустика храма и большое количество людей могут еще больше затруднять восприятие. Здесь два пути решения проблемы. С одной стороны, воспитание ответственного отношения поющих и читающих к произнесению слов, с другой - современные технические средства позволяют усилить и передать звук в отдаленные от клироса части храма.
Содействовать восприятию богослужения может увеличение количества молитв для общенародного пения. Таким образом могут петься в храме, например, ектении, тропари великих праздников.
Православное богослужение может сыграть большую роль в катехизации людей. Нам нужно помнить, что в нашем богослужении мы имеем великий дар, великое наследие, переданное нам святыми отцами, который мы можем и должны использовать для блага всей Церкви.

Священник Феодор Воскобойников
преподаватель Харьковской Духовной Семинарии

[1] «Апостольское Предание» св. Ипполита Римского, гл. 26. Цит. по: Хулап В. Ф. Катехуменат в истории Церкви
 
Tehnichni pytannya
Vhid
Логін:
Пароль:
Вхід
© 2009-2024