twitter.rss

Рождества Пресвятой Богородицы храм


с. Каплуновка, XV благочиние
 


 
 

Адрес: 62010, Краснокутский район

Телефон: (066) 009-96-18

Община образована 09 сентября 1998

Регистрационный номер 751

Престольные праздники:
Рождество Пресвятой Богородицы

Священнослужители:

Иерей Артемий Каренович Лобода (настоятель)

Переведенные на другой приход священнослужители:
2016 Иерей Сергей Леонидович Денисов
2010 Протоиерей Василий Иванович Громов
2001 Протоиерей Василий Михайлович Сипливый

О храме
В 1688 году полковник Иван Иванович Перекрестов, по жалованной ему грамоте, в 20 верстах от города Ахтырки на реке Хухре основал новое село. Старостой ( осадчим ) в этом селе стал человек по прозванию Каплун, по имени которого село получило название Каплуновки.
В слободско-украинских полках тогда был на службе Иван Уманов, выходец из города Умани, находившейся в то время под властью Польши. Этот человек, известный в мирской жизни благочестием и живой сердечной верой, попросил полковника Ивана Перекрестова перевести его в новооснованное село Каплуновку священником. Полковник уважил просьбу Уманова и написал о нем в Белгород к митрополиту Авраамию, который 3 июля 1688 года возвёл Уманова в сан священника.
8 сентября 1688 г. увидел сон, в котором к нему явился старец, убелённый сединой, и сказал ему: «После этого, в третий день, приедут к тебе из Москвы три иконописца, первому – 60, второму – 80, третьему – 90. У последнего сними с верха из вязка семь икон, и отдай ему, а восьмую, с Богородичным изображением Казанской Богоматери, с честью прими к себе, через которую благодать и милость получишь». После этого ведения о. Иоанн постился и служил обедни в церкви на протяжении 3-х дней. На 3-й день, после окончания литургии, он встретил иконописцев, похожих по летам по сказанию старца во сне, пригласил к себе домой, угостил, у старшего из них взял икону и сговорился о цене. Но странники, ласково принятые, ничего не хотели себе взять, в конце концов уступили просьбам священника и взяли 15 копеек на дорогу в Ахтырку. По уходе иконописцев Иоанн поставил у себя дома в красный угол и на протяжении 2-х недель днём и ночью возжигал перед иконой свечу и молился, а в третью субботу по окончании чтения правил уснул и увидел снова сон: пред ним стояла девица неизреченной красоты, которая коснувшись пальцем его плеча, сказала: «Иерей Иоанн, не принуждай меня быть в твоем доме, а отнеси в храм Божий».
Священник проснулся, и с ужасом увидел в своей горнице свет, который исходил будто от молнии – вокруг иконы был дневной свет. Он собрался с духом, подошел к иконе и увидел, что из глаз лика Богоматери струятся по доске слезы. В тот же час священник собрал старейшин села, чтобы засвидетельствовать перед ними обо всём, что бы совершить перед иконой молебен и торжественно перенести её в храм. Потом немедленно собрал народ, рассказал о происхождении иконы и о событиях последней ночи, и икона после молебна торжественно была перенесена в храм, где прославилась чудесами. По имени села ее стали звать Каплуновской. Это было 24 сентября 1688 г.
С того времени от иконы стали исходить множественные чудеса по сердечным молитвам верующих. Отец Иоанн долго еще после этих событий служил в селе и утешался все возраставшей славой иконы. Ему же выпала на долю радость видеть то общегосударственное значение, которое икона получила во время войны Карла XII с Петром Великим.
Когда шведский король Карл XII в 1709 году вторгся со своими войсками в Малороссию, царь Пётр, идя к нему навстречу и ища помощи Небесной, вызвал к себе в Харьков отца Иоанна с Каплуновской иконой, которую и оставил при армии. Между тем Карл, добравшись с Мазепой до Каплуновки, расположился там на отдых и занял дом о. Иоанна. Несколько солдат Карла хотели поджечь церковь, но дрова, которыми они обложили храм, не загорались. Карл видел все это из окна и попросил у Мазепы объяснения того, как это люди не могут зажечь храма. Мазепа сказал, что храм, вероятно, охраняет Богоматерь, так как здесь находится Ее икона, признаваемая чудотворной. Шведский король велел привести к себе кого-нибудь из каплуновских жителей. Сыскали одного человека в лесу, Григория Журавля, и Карл стал расспрашивать его, где стоит Петр с войсками. Тот отвечал, что в Харькове. Затем Карл спросил, тут ли икона Богородицы. Узнав, что она унесена в армию, он сказал Мазепе:
— Церкви и без иконы не могли зажечь, а где будет Она Сама, там, наверное, придется нам очень плохо.
Перед началом Полтавского боя Петр приказал носить Каплуновскую икону по рядам русской армии и со слезами молился перед образом. Его молитва была услышана. Полтавская битва решила результат противостояния армий. Затем после битвы священник Иоанн с иконой был вытребован в Москву и оттуда уже отпущен с святыней домой. Царь Петр своими руками сделал на икону серебряную вызолоченную ризу с драгоценными каменьями. и серебряный ковчег. На киоте этом — надпись: «В сем ковчеге император Петр I по окончании 1709 года с Карлом XII под Полтавой войны, прислал обратно в Каплуновку чудотворный образ Богоматери». Так царь Пётр Великий засвидетельствовал своё царское благоговение перед чудотворной святыней.
В 1744 году в Харькове составлено повествование о Каплуновской иконе на основании сведений, полученных от священника о. Иоанна Уманова.
В центре села в 1798 г. был построен роскошный собор. Грандиозный, с широкими проходами, могучими каменными плитами, храм соединённый с очень высокой колокольней. После жатвы, каждый год каплуновское духовенство ездило с чудотворной иконой по храмам Харьковской губернии, в Полтаву, Сумы и тысячи верующих шли к иконе просить у Бога милости и милость от Бога им подавалась.
В архивном фонде Харьковской Духовной Консистории, в клировых ведомостях за 1809, 1826, 1912, 1913 гг. были свидетельства, что церковь Рождества Пресвятой Богородицы была построена в 1789 г. по распоряжению императрицы Елизаветы Петровны. Она была построена не на старом месте в овраге, где её не могли увидеть приближающиеся к селу татары, а так, чтобы её могли видеть издалека. В 1896 г. на деньги землевладельца П.И. Харитоненка вокруг церкви была построена железная ограда. На подворье церкви находились: каменная церковная сторожка, в одном здании с которой находилась церковно-приходская школа. Размеры новой каменной церкви были таковы, что по воспоминаниям местных жителей в годы войны в храм немцы загнали танк, который потом там развернулся и не повредив ничего уехал. Церковь была закрыта в 1929 году, после войны она была разобрана на кирпич местными жителями. Из этого кирпича были построены коровники в колхозе и разные приусадебные сооружения местных жителей. Стоит заметить, что в разрушении храма в Каплуновке, как и во многих других селах Харьковщины виноваты местные власти, которые хотели отличиться перед высшим руководством, а также местные жители, в большинстве панически боявшиеся гнева властей.
С иконой Божией Матери Каплуновская совершались ежегодные крестные ходы, совпадавшие со временем конца уборки урожая. Икона Владычицы посещала села Козиевку, Колонтаев, города Краснокутск и Богодухов и многие другие населённые пункты. Особенно большой крестный ход с иконой был совершен в 1909 году, в юбилей 200-летия битвы под Полтавой. Икона была принесена к памятнику погибшим воинам на поле битвы, посетила города Полтаву, Коломак, Люботин и Богодухов.
В городе Харькове, тогда на окраине, тоже была построена в 90-х годах XIX века церковь Каплуновской иконы Божией Матери. Улица на которой находилась эта церковь была названа также Каплуновской ( ныне это улица Краснознамённая ). В 1909 году на месте старой церкви была построена новая, которую разобрали в 1930-х годах, а на её месте построили новый корпус Художественно-промышленного института.
После закрытия храма в Каплуновке чудотворная икона была отправлена в город Киев в антирелигиозный музей на территории закрытой Киево-Печерской Лавры, после войны в его фондах значился лишь драгоценный оклад с этой иконы. Существует также почитаемый список с чудотворной Каплуновской иконы Божией Матери, который обычно оставался в храме во время крестных ходов с иконой. Этот список был вначале среди икон храма в с.Высокополье, в 1970-е годы передан музею в Киеве, оттуда продан в магазин антиквариата, в 90-х годах XX века он был выкуплен благочестивыми людьми и подарен в Крестовоздвиженский монастырь в Полтаве. Там он находится в алтаре Троицкого храма, хранитель иконы – протодиакон Александр Собко.
В Каплуновке в 1980-х годах на месте церкви вырыли котлован под строительство школы, но началась перестройка, а потом независимость и школу не достроили, в 2007 году то, что успели построить, продали на кирпич. В котловане непостроенной школы местные жители устроили свалку, которая сейчас зарастает сорняком. Такая же участь постигла священническое кладбище около храма – все могилы были сначала разграблены, а потом их сровняли с землёй. В 1920-е годы святыни храма были уничтожены коммунистами и местными жителями, а в 1933-1934 годах эту местность захватил голодомор… Бог поругаем не бывает…
В 1999 году по благословению митрополита Харьковского и Богодуховского Никодима, по просьбе местной жительницы библиотекаря Александры Гук, была основана и зарегистрирована религиозная община в Каплуновке в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Был установлен поклонный крест на месте самого первого деревянного храма. Постоянное богослужение началось в 2001 году в бывшей сторожке – приходской школе уничтоженного храма. С этого времени и до 2010 здесь служил иерей Василий Громов, трудами и молитвой которого бывшая сторожка превращена в маленький уютный храм. Службы в этом храме посещают только местные жители (обычно 4 -10 человек), поскольку постоянное транспортное сообщение с Каплуновкой сейчас отсутствует.
Празднование иконе Божией Матери Каплуновская происходит три раза в году: 22(4) октября, 8(21) июля и в день обретения чудотворной иконы – 11(24) сентября. Престольный праздник храма в Каплуновке - Рождество Пресвятой Богородицы – 8(21) сентября.
Добраться до Каплуновки из города Харькова можно в пятницу, субботу и воскресенье маршруткой от автовокзала на Центральном рынке (отправление около 9.3- 10.00).
технические вопросы
вход
Логин:
Пароль:
Вход
Харьковская епархия © 2009–2017
OrthodoxDesignStudio © 2009–2017